Главной проблемой в ЖКХ стало начисление платы за услуги
Основной проблемой в сфере ЖКХ в 2022 году россияне назвали начисление платы за ЖКУ. Об этом сообщает НП "ЖКХ Контроль".
Организация составила рейтинг основных проблем в сфере ЖКХ на основе обращений граждан за 2022 год (их было более 21 тысячи).
Чаще всего люди задавали вопросы и жаловались на тему начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуг (3 401 обращение, или 16,1% от общего количества). Значимую часть (18,9% от количества обращений по теме и 3,2% от общего числа обращений в целом за год) составили вопросы о начислении платы за коммунальные ресурсы, которые идут на общедомовые нужды.
Это связано со вступлением с изменением правил оплаты этих услуг, вступивших в силу с сентября 2022 года, и предстоящим в первом квартале перерасчетом платы по этой статье в ряде домов (где в течение года оплата ведется по нормативу потребления). Точечные обращения перерастут в массовые жалобы после получения гражданами платежных документов о перерасчете за 2022 год, считают эксперты "ЖКХ-Контроль".
Вновь отмечается рост доли обращений по вопросам содержания и состояния общего имущества в многоквартирных домах. Это связано с действием мораториев на проверки со стороны госорганов в 2020 и 2022 годах. "Особенно негативно граждане реагировали на отсутствие такой меры как предписания. Замена их предостережениями позволила управляющим организациям безнаказанно не устранять последствия выявленных нарушений", - говорят авторы рейтинга.
Выросла доля обращений, связанных с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами. В рамках этого блока чаще всего гражданами ставится вопрос об отсутствии нормального взаимодействия с управляющими организациями.
Несмотря на то, что услуга по аварийно-диспетчерскому обслуживанию является одним из стандартов управления, работа в этом направлении организована слабо, отмечают эксперты. Не соблюдается порядок регистрации, выполнения и контроля выполнения поступающих заявок, не соблюдается правило о территориальной доступности представительств управляющих организаций, предоставлении отчета об исполнении договора и многие другие правила.
Впервые за последние три года с шестой на четвертую позицию рейтинга переместился блок жалоб на состояние придомовой территории и объектов благоустройства. Доля таких вопросов составила 9,2%. Для сравнения, в 2021 году на четвертом месте были вопросы, связанные с деятельностью по управлению многоквартирными домами, а в 2020 году - с качеством коммунальных услуг.
Самой нестабильной позицией рейтинга являются обращения по вопросам качества коммунальных услуг. В 2016 году они были на первом месте (22%), в 2021 на 3 месте (12,7%), в 2017-2019 годах на 4-м (9,5-12,4%), в пандемийном 2020 году на 7-м (8%). По итогам 2022 года эти вопросы оказались на пятой строке рейтинга.
Парадоксально, что многочисленные аварийные ситуации, сопровождавшие в 2022 году начало отопительного периода, не повлекли значительного увеличения числа обращений, говорят эксперты. Возможно, это связано с хорошей информационной политикой органов власти, считают в "ЖКХ-Контроль" - потребителей быстро уведомляют о причинах и сроках устранения проблем, что исключает необходимость для них обращаться с вопросами во все возможные инстанции. Кардинально меняется ситуация и с жалобами на летние отключения горячей воды, что ранее значительно увеличивало число жалоб.
На шестой позиции рейтинга (на строку ниже, чем в прошлом году) разместился блок вопросов о капитальном ремонте (1619 обращений, 7,7% от общего числа). Преимущественно граждане жалуются на сложность изменения сроков проведения капремонта на более ранние, нарушение порядка организации и проведения этих работ. Но больше всего собственников интересует качество выполняемых работ и исполнение регоператором гарантийных обязательств. "Несмотря на многочисленные программы обучения активных собственников, до настоящего момента в обществе не сложилось четкое понимание роли региональных операторов, что дает возможность ввести их в заблуждение, направляя для выяснения путей разрешения проблем к подрядным организациям", - говорит эксперты.
Также неизменно экспертами выделяется проблематика общих собраний собственников. В 2022 году это 7 позиция (2021 год - 8-я). Незначительное повышение актуальности в большей мере связано с попытками цифровизации общих собраний. Предлагаются возможности ГИС ЖКХ, региональных и иных информационных систем. Несмотря на многочисленные варианты, собственники помещений в МКД зачастую не готовы к новым возможностям и предпочитают голосовать как раньше: заполняя бумажные бланки. Также в 2022 году не стали исключением и вопросы фальсификации решений собраний, отношения к ним органов власти.
Никак не удается преодолеть проблемы "мусорной реформы" - это 8-я позиция рейтинга.
"Давая оценку каждой из позиций рейтинга за прошедшие пять лет, можно все же говорить об определенной статичности функционирования сферы ЖКХ, которая может свидетельствовать как об успешности ее реформирования (нет значительной динамики ухудшения ситуации ни по одной из отраслей при очевидном ухудшении конъюнктуры), так и о недостаточной её результативности (несмотря на предпринимаемые усилия, нет заметных улучшений ни по одному из направлений)", - отмечает исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Сергей Сохранов.