08.01.2023 18:27
    Поделиться

    Генеральный директор "Золотой маски": В любые времена фестиваль делает выбор в пользу таланта

    Меньше месяца осталось до Фестиваля "Золотая Маска": лучшие спектакли со всей России - а в этом сезоне в конкурс попали 50 постановок - покажут в Москве. Открыть программу обещают ярко - недавней премьерой "Чайки" Льва Додина, который нечасто балует столицу гастролями. Генеральный директор Фестиваля "Золотая маска" Мария Ревякина рассказала "Российской газете", почему региональные театры все чаще не уступают столичным, об открытиях этого года и о том, где искать универсальный язык.
    Александр Корольков/ РГ

    Совсем недавно "Золотая Маска" объявила номинантов-2023. В этом году было принято решение отказаться от одной из самых важных номинаций - "Лучший режиссер в драматическом театре". Почему?

    Мария Ревякина: Те обстоятельства, в которых мы все существуем, театры в том числе, нельзя назвать простыми. Рвутся устоявшиеся связи, разрушаются профессиональные и личные отношения, но остается главное - остаются спектакли, результат работы огромного числа людей, важные творческие высказывания. В этом смысле "Золотая Маска" по-прежнему является хроникой современного российского театра - она отражает те процессы, которые сегодня в нем происходят. Какие-то имена уходят с афиш, но очень многие продолжают работать. Остаются спектакли, важно, чтобы они оставались. Потому что искусство всегда было для зрителей и для людей театра духовной опорой, возможностью созидания и движения вперед.

    О театре нельзя говорить в отрыве от происходящего. Сегодняшняя разобщенность, которая наблюдается в творческой среде, - она на театральном процессе на ваш взгляд как-то отразится?

    Мария Ревякина: Театр - это всегда зеркало, которое отображает процессы, происходящие в обществе. Иногда - даже пророчествует и предрекает что-то. Даже из последних премьер, вспомните, очень многие спектакли будто предсказывали некие сломы, которые мы сейчас наблюдаем. И конечно, вопросы, затронутые в этих постановках, даже в классике - а классика вечна, отражаются на тех, кто сидит в зрительном зале. Ведь каждый человек считывает спектакль через себя и сегодняшний день. Сегодня спектакль воспринимается так, через год - совсем по-другому. Театр и ценен тем, что это всегда живое общение того, кто на сцене, и того, кто в зрительном зале.

    Сейчас у нас прервались если не все, то очень многие культурные связи с другими странами. Для театра это проблема? И что с международными проектами "Золотой Маски" - они свернуты?

    Мария Ревякина: Наши международные проекты остановились. Как, собственно, и у всех остальных. Наиболее от международного сотрудничества зависимы музыкальные оперные дома - и сейчас они вынуждены перестраивать репертуар, драматические театры - в меньшей степени. Но знаете, анализируя ситуацию, мы понимаем, что есть целый ряд стран, которые готовы с нами сотрудничать. Это и Сербия, и Венгрия, и Иран, и например, ЮАР. По всему миру работают постановщики, учившиеся у российских театральных мэтров, таких как Мария Кнебель, Леонид Хейфец и другие. И с ними стоит налаживать контакты.

    Конечно, театр - понятие международное, и связи очень важны, они обогащают. Давайте вспомним Валерия Шадрина, к сожалению, недавно ушедшего от нас, и Чеховский фестиваль, которому в этом году будет 30 лет. Сколько он открыл для нас имен, сколько чудесных образцов режиссуры! "Золотой Маске" будет 30 лет через год - в 2024-м. И все, что мы за эти годы смотрели на Чеховском фестивале, все, что привозила "Золотая Маска" - это обогащение, объединение искусством. Поэтому будем надеяться, что контакты с театральным сообществом других стран установятся, но мне кажется, что это все-таки постепенный процесс.

    Вернемся к номинантам. В прошлом сезоне вы отмечали такую тенденцию "Золотой Маски" - регионы постепенно начинают перевешивать Москву. По количеству номинаций, по уровню самих спектаклей… Эта тенденция сохраняется?

    Мария Ревякина: Вы знаете, да. Как раз сейчас она особенно отчетливо видна - у нас две трети конкурсной программы составляют спектакли из регионов, и только одну треть - из Москвы. А всего номинированы 50 постановок из 18 городов - и это много! Я действительно очень рада за наши региональные театры, потому что экспертные советы выдвигают самые значимые работы в контексте всего сезона. Надо понимать, что это очень высокая планка, значит, что выбранные постановки - интересные, талантливые, яркие. Всегда интересно знакомиться с теми театральными коллективами, что принимают участие в фестивале впервые. В этом году это театр из совсем маленького города Пермского края Губахи, Молодежный театральный центр "Космос" из Тюмени. Во внеконкурсной программе - спектакль театра из города Мирный в Якутии. Так что жюри предстоит очень непростой выбор. Но и эксперты приложили огромные усилия - отсмотрели 1046 спектаклей по всей стране, чтобы в итоге назвать номинантов.

    Контакты с театральным сообществом других стран снова установятся, но это постепенный процесс

    А с чем может быть связан этот толчок развития театров за пределами Москвы? Вон Екатеринбург сейчас уже почти признанная столица музыкального театра…

    Мария Ревякина: А Пермь? Там тоже прекрасный музыкальный театр, очень хорошие драматические. В этом же ряду Новосибирск и, кстати, многие наши малые города. Благодаря "Лаборатории Театра Наций", созданной Евгением Мироновым, театры из малых городов вырастают и делают спектакли, которые потом номинируются на "Золотую Маску". Но конечно, это развитие невозможно без театральной базы, наследия, которым обладает конкретный город, без хорошего продюсера во главе, который не боится приглашать не только известных режиссеров, но и тех, кто только встает на ноги и имеет свой, порой очень интересный взгляд. Отдельно стоит упомянуть и о лонг-листе "Золотой Маски" - более широком списке заметных премьер сезона, который формируют экспертные советы наряду со списком номинантов.

    Да, в дополнение к конкурсной программе в него вошли больше сотни спектаклей! Это первый опыт? И зачем вообще лонг-лист нужен?

    Мария Ревякина: Нет, лонг-лист "Золотой Маски" существует с 2015 года, и эта практика получила самый живой отклик у театров. Таким образом экспертные советы получают возможность отметить работы, которые пока не вошли в число номинантов, но интересны в контексте сезона. В этом году в лонг-лист вошли более ста спектаклей со всей России: 90 в драматическом театре и 49 - в музыкальном. лонг-лист - это то, на что стоит обратить внимание и театральным критикам, и руководителям театров, и режиссерам. Словом, не только зрителю. А мы, когда формируем афиши наших проектов в российских городах, включаем в них в том числе спектакли из лонг-листа - так зрители по всей стране знакомятся с самыми театральными работами сезона.

    Региональная программа "Золотой Маски" - особенная история. Совсем недавно завершились очередные гастроли, цифры впечатляющие: 16 городов, 40 тысяч зрителей. Это не рекорд для фестиваля?

    Мария Ревякина: Нет, было и больше, но это действительно впечатляющее путешествие, которое и "Золотая Маска", и наши театры запомнят надолго. Мы до сих пор вспоминаем Улан-Удэ, где в августе были впервые. Совершенно уникальный народ, гостеприимный, а какая реакция на спектакли! Театры в Бурятии нас просто поразили - отреставрированные, в прекрасном состоянии. Это был какой-то кусочек счастья для всех, и для "Мастерской Петра Фоменко", и для театра Урал Опера Балет, и для Театра им. Вл. Маяковского, и для Театра кукол Карелии, для Театра Наций - всех, чьи спектакли мы привозили.

    Так «Золотую Маску» встречали в Бурятии, куда фестиваль приехал впервые. Фото: Предоставлено пресс-службой «Золотой Маски»

    Своим приемом порадовал и Красноярск, где очень взыскательная публика, воспринимающая спектакли несколько иначе, чем в других регионах. И когда видишь стоячие овации, слышишь слова благодарности, безусловно, понимаешь, что мы делаем очень важное дело. Большая часть зрителей из этих городов вряд ли когда-то доберутся до московских театров, вряд ли смогут увидеть все эти спектакли самостоятельно. Мы ведь очень тщательно готовим те программы, которые представляем в российских городах, обязательно советуемся с коллегам в этих регионах - что бы они сами хотели увидеть. Вот в следующем году, например, Пермь празднует 300-летие - и "Золотая Маска" станет одной из частей культурной программы города в рамках празднования юбилея. Вместе с региональным Министерством культуры мы собрали масштабную и очень интересную афишу. Сейчас как раз думаем, как ее реализовать, начинаем искать финансирование.

    Фото: Предоставлено пресс-службой «Золотой Маски»

    То есть, "Золотая Маска" уже планирует региональную программу-2023?

    Мария Ревякина: Да. Сейчас это 13 городов, куда фестиваль отправится с гастролями. Впервые побываем в Кузбассе. Специальную программу обсуждаем для Омска, с которым нас связывают долговременные отношения, и каждый раз нужно привезти программу, которая не уступит предыдущей. Еще раз просит нас приехать Нижний Новгород. А кроме того поедем в Новосибирск, Новокуйбышевск, Ульяновск и другие города. Завершаем традиционно Санкт-Петербургом - это город особый, славный своими театральными традициями, поэтому программа "Золотой Маски" должна соответствовать.

    Сейчас театры очень хотят ездить по России, и для "Золотой Маски" это, конечно, огромный плюс - мы можем представить самые разные спектакли самых разных режиссеров. Мы искренне считаем показ лучших спектаклей в регионах своей миссией - мы ведь даже билеты на спектакли не продаем, продает принимающая сторона, ценовая политика определяется именно возможностями зрителей в каждом конкретном городе. Более того, весь доход тоже остается в регионах.

    Уже в январе в Москве стартует конкурсная программа. Все 50 номинантов приедут в столицу?

    Мария Ревякина: Абсолютное большинство, но буквально несколько постановок привезти не получится технически - их жюри посмотрит в их родных стенах. Основная часть фестиваля все-таки начнется в феврале, и поэтому и сам фестиваль, и его внеконкурсную программу откроет громкая премьера - "Чайка" Льва Додина, которую мы привезем в Москву из Петербурга. Этими гастролями мы запускаем новую программу "Золотой Маски" под названием "Мастер", где планируем представлять лучшие работы признанных мастеров режиссуры. "Чайка" станет первым выпуском, и мы невероятно рады, что Лев Абрамович согласился участвовать. Конечно, зритель будет его ждать, потому что то, как он прочитал "Чайку" - это что-то потрясающее, я сама видела спектакль и была просто поражена.

    Фестиваль в этом году откроет премьера «Чайки» в постановке Льва Додина. Фото: www.mdt-dodin.ru

    Вы начали говорить о внеконкурсной программе…

    Мария Ревякина: Помимо "Мастера" ее традиционно составят еще два блока. Это "Детский Weekend", для которого кураторами отобраны восемь спектаклей из семи городов России для юных зрителей самого разного возраста. "Детский Weekend" - это не только спектакли, но и специальная программа. В ее рамках пройдет театрально-документальная лаборатория "Моя комната" - где взрослый рассказывает о своем детстве, а вопросы ему задает ребенок. Проведем лабораторию танцевальной импровизации - это особенно важно для подростков, которые часто не принимают свое тело и чувствуют себя в нем неуютно. Круглый стол по современной отечественной литературе для детей - получить авторские права на зарубежные произведения сегодня практически невозможно, но у нас есть свои прекрасные писатели, которых можно ставить в театре. Нужно только наладить контакт. И вторая наша внеконкурсная программа "Маска Плюс" - в ней тоже восемь спектаклей из семи городов. От Тюмени и Кемерово до Мирного и Нягани. Еще не могу не заметить - очень красивой получается у нас программа TEATRUM в этом сезоне.

    Это в сотрудничестве с музеями?

    Мария Ревякина: Да, сейчас мы создаем ее вместе с Пушкинским музеем изобразительных искусств. Проект отталкивается от выставки "Всеобщий язык", которая открылась в музее в декабре. Мы тоже будем исследовать формы общения, искать этот самый универсальный язык и создадим в рамках проекта три совершенно разных спектакля: это музыкальный променад "Книга висячих садов" Бориса Юхананова, документальный digital проект Никиты Кобелева и Ольги Федяниной, посвященная сотрудникам музея, которые работают в Пушкинском музее и их историям; и третий спектакль - "Вам звонили" - Анны Ивановой-Брашинской, рассматривающий одну из самых сложных и таинственных коммуникаций в истории человечества - разговор живых и мертвых через надгробные надписи.

    Многие говорят о том, что театр сейчас как никогда нужен зрителю, отмечают, возросший интерес к спектаклям. А что самое важное для "Золотой Маски" сегодня?

    Мария Ревякина: Всегда главной нашей задачей было объединение театрального сообщества. Конкурсная программа, внеконкурсная, лонг-лист - все это складывается из разных точек зрения, иногда - споров, но архиважно нам всем вместе этот срез увидеть, поговорить, обсудить. И как говорит один из наших театроведов - вирус театра заразителен, и мы сейчас действительно наблюдаем, что зритель стремится прийти в театр, стремится к разговору, ищет тот самый всеобщий язык. И для нас этот незримый разговор между зрителем и творческой командой спектакля тоже очень важен.

    Кстати

    Имена лауреатов "Золотой Маски" будут определены решением жюри и объявлены на Церемонии вручения Премии, которая состоится 22 апреля на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Лауреаты почетной премии "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" уже известны. Ими стали десять человек, в их числе актриса Светлана Крючкова, режиссер и педагог Вениамин Фильштинский, помощник музыкального руководителя Большого театра Маквала Касрашвили, солисты-вокалисты Московского государственного академического театра оперетты Светлана Варгузова и Юрий Веденеев и другие.

    Поделиться