08.01.2023 15:13
    Поделиться

    Новый год на Дальнем Востоке встречают несколько раз

    По григорианскому календарю Новый год наступил 1 января. Но на Дальнем Востоке России, который населяет большое количество разных народов, этот праздник отмечают не только в январе.
    Сергей Бобылев/ТАСС

    Корейский Новый год или Соллаль наступает в первый день лунно-солнечного календаря. В этом году его отметят в воскресенье 22 января. Особенно актуален данный праздник для Сахалинской области, где живет много этнических корейцев. В этот день принято ездить к родителям и поминать ушедших предков. Многие предпочитают встречать восход новогоднего солнца на берегу моря.

    В силу соседства с КНР многие дальневосточные семьи отмечают Китайский Новый год. По традиции вечером нужно запустить фейерверки и петарды, чтобы отбросить все несчастья и привлечь удачу. А еще купить новую одежду ярких цветов - золотого или красного. На стол принято подавать рыбу и пельмени. Эти два блюда символизируют благополучие. В некоторых местах люди также готовят соевый творог или тофу.

    Новый год по старинному монгольскому лунному календарю - Сагаалган - наступает в феврале. На Дальнем Востоке его в основном отмечают в Забайкалье и Бурятии. В последнем даже объявляют дополнительный выходной день.

    Сагаалган в Чите. Фото: Евгений Епанчинцев/РИА Новости

    Первое утро наступившего года начинается в дацанах с торжественных молебнов. Во время них молящиеся призывают удачу и благоденствие, а затем окропляют землю молоком за здравие всех живущих на земле. В новый год у буддистов вообще принято есть белую пищу, так как этот цвет символизирует благополучие, чистоту помыслов и процветание.

    В Чите и Улан-Удэ главным развлечением становится Ехор - бурятский народный танец-хоровод, который на двух площадях одновременно водят сотни человек.

    В день весеннего равноденствия мусульмане отмечают Навруз (или Новруз) - приход Нового года по природному календарю. Представители национальных диаспор в округе - азербайджане, татары, узбеки, таджики, казахи и другие - к празднику готовятся заранее. Они устраивают генеральную уборку в домах, дворах и улицах, обязательно стирают всю одежду, рассчитываются с долгами. В этот день готовят праздничные блюда, главные из которых - халиса и сумаляк. Халиса - это блюдо, которое делают из семи видов злаков с добавлением мяса, а сумаляк - из проросшего зерна пшеницы с добавлением муки и сахара.

    Коренной малочисленный народ Дальнего Востока нивхи отмечают Новый год - Питул, когда реки освобождаются ото льда. Как и Навруз, он символизирует обновление природы после долгой зимы. Главным блюдом у нивхов является уха, а главным действом - спуск лодок на воду. Его, кстати, сопровождают обряды очищения и кормления духов.

    Икэнипкэ - Новый год по эвенкийскому календарю - наступает, когда расцветает хвоя лиственницы, в тайге рождаются оленята, а кукушка кукует всю ночь напролет. Само слово икэнипкэ как раз означает звуки, которые издает в лесу эта птица. Эвенки собираются вместе после долгой зимы, проходят обряд очищения и повязывают ленточки с пожеланиями. Обязательно проводится обряд кормления огня.

    В Якутии Новый год - Ысыах - отмечают в июне. Это главный и любимый праздник в республике, корни которого проистекают из эпоса Олонхо. Это праздник добра, света и торжества жизни. Во время него сотни людей танцуют осуохай - священный танец якутов, который зародился тысячи лет назад. Он символизирует собой идею единства человека, природы и космоса. В нем участвуют сотни человек. Десять лет назад в Якутске был установлен рекорд Гинесса по самому массовому танцу-хороводу. Осуохай тогда исполнили 15293 человека.

    Танец осуохай. Фото: Пресс-служба правительства Якутии

    Рош-а-Шана - еврейский Новый год. Его отмечают два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю (выпадает на сентябрь или октябрь). С этого дня начинается отсчет дней нового еврейского года. В 2023 году иудеи встретят 5784-й год.

    "Этот праздник, пришедший из глубокой древности, входит в культурное наследие человечества и имеет высокую нравственную ценность, - отмечает глава ЕАО Ростислав Гольдштейн. - По преданию, в Рош-а-Шана Бог определяет дальнейшие судьбы людей, исходя из того, насколько праведно ими прожит уходящий год. Поэтому Рош-а-Шана - это прежде всего не праздничное застолье, а точка отсчета для самокритичного осмысления своего образа жизни, раскаяния за неблаговидные дела и поступки".

    Поделиться