09.01.2023 20:46
    Поделиться

    Эксперты рассказали, какая цена на нефть Urals может быть критичной для России

    По данным Минфина России, экспортная цена российской нефти Urals в декабре составила 50,47 доллара за баррель. Это почти на 20 долларов ниже средней цены, которую ведомство ожидает в 2023 году, и на 10 долларов ниже установленного странами "Большой семерки" и ЕС потолка цен на российскую нефть.
    По мере постепенной адаптации рынка к санкциям дисконт на нашу нефть должен начать сокращаться.
    По мере постепенной адаптации рынка к санкциям дисконт на нашу нефть должен начать сокращаться. / Егор Алеев / ТАСС

    В январе Urals торгуется в среднем по 49 долларов за баррель. По информации агентства Reuters, крупнейший покупатель российской нефти (не только марки Urals) Китай на фоне сложной внешнеполитической обстановки добивается дополнительных скидок на поставки сырья из нашей страны. С большой долей вероятности можно предположить, что другие большие импортеры нефти из России, в первую очередь Турция и Индия, последуют примеру компаний из Поднебесной.

    Наш бюджет зависит от объемов добычи нефти и котировок на мировом рынке. Именно с этих показателей нефтяные компании платят налоги. Доходы бюджета в 2023 году ожидаются на уровне 26,13 трлн рублей, в них - 8,94 трлн рублей приходятся на нефтегазовый сектор.

    При цене нефти в 50 долларов за баррель и добыче в 10 млн баррелей в сутки бюджет потеряет порядка 2 трлн нефтегазовых доходов, поясняет руководитель Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилл Мельников. Но эта оценка сильно зависит от курса рубля. При ослаблении рубля до 85 рублей за доллар бюджет может получить запланированные 8,9 трлн рублей нефтегазовых доходов в 2023 году (хотя покупательная способность и снизится из-за инфляции). Ослабление рубля - основной инструмент стабилизации бюджета при падении цен на нефть (как это было, например, в 2014 году), уточняет Мельников.

    Есть здесь еще и чисто технический нюанс. Мы привыкли ориентироваться на цену нефтяной смеси Urals (от нее рассчитывается сумма налога на добычу полезных ископаемых - НДПИ) как основной экспортный сорт нашей нефти. Но более трети поставок за границу сейчас приходится на другие сорта нефти, в первую очередь на сорт ESPO (ВСТО), который изначально экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), главным образом в Китай. Его экспортная цена сейчас - 66 долларов за баррель. Есть еще экспортные сорта сахалинской нефти - Sokol, Vityaz. Их стоимость сейчас выше 70 долларов за баррель. Есть также арктические сорта нефти Arco, Arco/Novy Port и Varandey, ранее они поставлялись только на европейский рынок, но с мая прошлого года начались поставки в страны АТР. В любом случае все вырученные средства от экспорта этих сортов вливаются в нашу экономику. Формулу расчета НДПИ и экспортной пошлины пока менять не собираются, но допустить такое возможно.

    Основной вопрос, что будет с ценами на сорта нашей нефти после 5 февраля, когда вступит в силу эмбарго ЕС на импорт российских нефтепродуктов, а также потолок цен на них, которые пока не установлен.

    По мнению Мельникова, эмбарго на нефтепродукты должно увеличить дисконт нашей нефти к маркерным сортам, поскольку будет стимулировать российские нефтекомпании пытаться экспортировать больше нефти. В противном случае им придется сокращать добычу. С другой стороны, по мере постепенной адаптации рынка к санкциям дисконт должен начать сокращаться. Дисконт скорее вырастет в феврале-марте и затем начнет постепенно снижаться, отмечает эксперт.

    Ослабление рубля - основной инструмент стабилизации бюджета при падении цен на нефть

    При этом в мировом масштабе запрет ЕС на импорт нефтепродуктов из России должен оказать повышающее действие на котировки барреля. В результате даже с учетом увеличения скидок на нашу нефть ее котировки должны подрасти.

    В ситуации если бюджету все же будет недоставать поступлений от нефтяных компаний, по информации газеты "Коммерсантъ", возможно разовое изъятие сверхприбылей из других отраслей - угольщиков и производителей удобрений. Но для угольных компаний в первые три месяца 2023 года уже повышен НДПИ, за счет чего планируется получить в казну дополнительно 30 млрд рублей. Также маловероятно увеличение налоговой нагрузки на других экспортеров сырья. Как отмечает Мельников, дополнительные налоги на экспортеров без ослабления рубля способны дать лишь незначительные для бюджета 300-400 млрд рублей.

    Впрочем, есть и другой путь компенсировать возможные потери. Как сообщил "РГ" источник в отрасли, по итогам ноября 2022 года ликвидная часть Фонда национального благосостояния (ФНБ) составляла 7,6 трлн руб. Тем самым правительство сможет покрыть дефицит с помощью этих средств. Но это может стать инфляционным фактором, поскольку из-за санкций изменился сам принцип расходования средств ФНБ. По новым правилам, если минфину необходимо потратить часть средств ФНБ, то ЦБ осуществляет рублевую эмиссию, одновременно списывая валюту в эквиваленте по текущему курсу со счета средств ФНБ на свой счет. Если нефтегазовые доходы бюджета будут ниже базового уровня на 2 трлн рублей, это будет грозить двузначной инфляцией, считает источник.

    Поделиться