Чемпион мира и олимпийский призер Александр Логинов - о трудностях текущего биатлонного сезона

Нынешний сезон для российского биатлона складывается по объективным причинам непросто. Это же можно сказать и отдельно про некоторых спортсменов. Один из них - чемпион мира, бронзовый призер Олимпийских игр Александр Логинов.
Александр Логинов надеется в ближайшее время выйти на свой высокий уровень.
Александр Логинов надеется в ближайшее время выйти на свой высокий уровень. / РИА Новости

О том, что пока мешает Александру Логинову показывать результаты, которых от него ждут, Саша рассказал в интервью "РГ" сам. Наш разговор состоялся во время третьего, предновогоднего этапа Кубка Содружества под Рязанью. Кстати, провести соревнования именно там предложил именно Александр. И неудивительно, что к его словам прислушались. Саша оказался обаятельным, а главное, открытым собеседником.

Когда летом вы озвучивали идею провести соревнования под Рязанью, могли предположить, что все пройдет на таком хорошем уровне?

Александр Логинов: Я в любом случае понимал, что соревнования такого ранга будут организованы на высоком уровне. Тем более, этим занимались очень ответственные люди, которые проводили хоть и ветеранские, но всероссийские турниры. Не сомневался, что здесь будет праздник. Отдельное спасибо надо сказать болельщикам, которые пришли. Без них не бывает полноценного, радостного биатлона. Я очень рад, что все так получилось.

В ваш родной Саратов привезти биатлон подобного уровня реально?

Александр Логинов: На данный момент, нет. Но я надеюсь, что в перспективе это возможно. Если уже не на моем веку, как спортсмена, то уж хотя бы при мне живом (улыбается).

Если кто-то скажет, что мотивация сейчас такая же, как на Кубке мира, то, наверное, слукавит. Но в наших интересах везде эту мотивацию находить

Здесь, на Кубке Содружества, вы пользуетесь невероятной популярностью, а в Саратове вас узнают?

Александр Логинов: Узнают, конечно. Я уже 31 год живу в Саратове. Я еще соревновался по юниорам, а медиа уже раскручивали. Потом уже и на федеральном уровне. Может, не так часто, но узнают.

Можете вспомнить самый неожиданный случай, когда вас узнали?

Александр Логинов: Был забавный случай совсем недавно. Я ехал на сбор в Тюмень, на автобусе, который Сергей Анатольевич (Колесников, спонсор Александра Логинова - прим. РГ) помог приобрести. Я переночевал в гостинице и стартанул дальше, потому что дорога 1700 км, ехать два дня. Время - пять утра. Заезжаю на заправку, заказываю дизельное топливо, полный бак. Вдруг раз, сбоку подходит сотрудник охраны. Напоминаю, пять утра, темно. Вокруг ни единой души. "Александр, а это вы?" Отвечаю: "Наверное, я, если вы имеете в виду спорт". А он: "Я вас сразу узнал, когда вы из машины вышли. Можно с вами сфотографироваться?". Потом уже и сотрудница заправки подошла. Все спросонья, время ранее и все равно узнали. Было удивительно (улыбается).

Давайте о текущем сезоне. Как оцените для себя его первую часть с учетом того, что летом вы много болели?

Александр Логинов: Сейчас я прекрасно понимаю, что не было времени достаточно потренироваться. Ведь есть старты, есть обязанности, которые я должен выполнять. Я не могу просто взять, перестать выступать и с головой уйти в тренировочный процесс. В любом случае, форма улучшается, я себя чувствую все лучше, просто нужно еще немного времени. Если все будет хорошо, то уверен, в ближайшее время будет адекватный ответ на ту нагрузку, которую мне удалось выполнить в этот период времени. Хотя сентябрь-октябрь у меня, можно сказать, выпал из тренировочной жизни.

А вообще у вас в карьере бывало, чтобы вы так много и так долго болели?

Александр Логинов: Такого точно не было. Получилось, что сначала вылетел в начале августа. Потом потренировался две с половиной недели и вылетел еще на две. Потом потренировался две недели и просто выпал на месяц с лишним. Я такого не ожидал. И последствия, конечно, до сих пор чувствуются. Со здоровьем есть проблемы, но я надеюсь, что все это преодолеется.

Норвежка Ройселанн, которая тоже вернулась к тренировкам после долгого перерыва, говорила: "Снова почувствовать свое тело, это все равно, что выиграть Олимпийские игры"…

Александр Логинов: Может это и так, но в любом случае, это не просто. В тренировочном процессе ты осознаешь, что абсолютно не в том состоянии, чтобы выполнять даже тренировочную нагрузку. И это я не говорю о том, что ты должен выступать и показывать тот уровень, который у тебя был. Я же прекрасно понимаю, что в прошедших гонках были не мои скорости. Прекрасно знаю, где я проигрываю, где могу добавить. Но то, что организм пока не отвечает на эту нагрузку, на эту динамику, конечно расстраивает.

Кстати, может, немного неожиданный вопрос. От чего вы кайфуете больше, от бега или от стрельбы?

Александр Логинов: Честно, наверное, от бега все-таки больше. Понятно, что биатлон - это комплекс, и надо найти какой-то баланс. Но, тем не менее, люблю бегать. Так же как летом люблю кроссы, бег с палками. Мне это доставляет удовольствие.

Для себя уже определились с главными стартами сезона?

Александр Логинов: Это не только для меня, это для всех. Февраль- март. Понятно, что ни о каких "тоталах" не может идти и речи, но, тем не менее, будут финалы Кубка России, Кубка Содружества, чемпионат страны. Естественно, надо готовиться к этим стартам.

В текущем сезоне погода пока была немилостива к российскому биатлону. Гонки проходили то в лютый мороз, то в плюсовую температуру. А вы можете вспомнить самые экстремальные условия, в которых вам приходилось бежать?

Александр Логинов: Конечно, могу. Помню, как-то бежали в Оберхофе, и в радиусе 10-15 метров не было видно абсолютно ничего. То есть, гонку не отменили, я пришел на рубеж и не видел в принципе ничего. Я не то, что через диоптр не видел: я просто не видел. Или бывало, что отменяли гонку в Эстерсунде лет 9-10 назад. Ковры с саморезами, на которые ковры были прикручены, вырывало ветром прямо с рубежа. Причем, у нас, мужиков, сразу гонку отменили, а у женщин - после двух-трех рубежей. А в этом сезоне у нас действительно не было пока золотой середины. Только в Уфе побегали при минус пять, а все остальное - либо ниже 15-20 градусов, либо, как в Рязани, в плюс.

За результатами Кубка мира следите?

Александр Логинов: Именно за результатами - да. Бывает, вечерами зайду посмотреть новостные ленты.

А в чем смысл?

Александр Логинов: Я считаю, что это норма. Это наша жизнь, и надо смотреть вперед. Если не будет конкуренции, если не будет наблюдения за соперниками, то не будет и роста никакого. Надо постоянно вариться в этой каше.

Ваш тренер, Александр Касперович как-то обмолвился, мол, Логинов привык бегать на соревнованиях другого уровня. С мотивацией действительно могут быть проблемы?

Александр Логинов: Думаю, если кто-то скажет, что мотивация такая же, как на Кубке мира, то, наверное, слукавит. Тем не менее, это наша жизнь, наша работа. В наших же интересах везде стараться находить мотивацию.

Лыжник Сергей Устюгов после одной из гонок признался, что бежал по некоему внутреннему ограничителю и не выкладывался, как на Кубке мира. У вас такой ограничитель есть?

Александр Логинов: Про ограничитель сказать не могу, но Сергея понимаю прекрасно. Он, как человек, который немало повыступал на соревнованиях самого разного калибра. Его можно понять, можно услышать в этих словах нотку какого-то расстройства. Но, как я уже сказал, надо жить дальше и продолжать развиваться.

Много говорится, что сейчас в условиях санкций, время экспериментов. Как считаете, может пора, например, проводить совместные эстафеты биатлонистов и лыжников?

Александр Логинов: Я согласен, что такие даже не эксперименты, а новшества должны быть. Ничего чересчур экспериментального я тут не вижу. Однозначно, это было бы интересно для всех, привлекло бы еще больше зрителей. Это была бы несомненная популяризация спорта. Мне бы хотелось, чтобы такие разговоры начались на серьезном уровне, а не просто со стороны каких-то людей.

Немного отвлечемся от биатлона. В декабре главным спортивным инфоповодом был чемпионат мира. Вы тоже за ним следили?

Александр Логинов: Могу сказать, что на 99,9 процентов я отследил и отболел все матчи чемпионата мира. Изначально симпатизировал сборной Аргентины, это не секрет. Во многом, по причине Лео Месси, которому тоже симпатизирую давным-давно. Поэтому я рад, что аргентинцы выиграли и, как сейчас модно говорить, закрыли гештальт.

Аргентинцев много упрекали за неоднозначное празднование побед над Нидерландами в четвертьфинале, над Францией в финале. У вас бывало, что выиграете, докажете что-то и хочется подразнить тех, кого обыграли?

Александр Логинов: Я точно не такой человек. Злорадство, насмешки - не мое. Да, могу по-дружески пошутить. Никогда никому зла точно не желал.

Кстати, кто из наших биатлонистов главный специалист по футболу?

Александр Логинов: Не знаю. У нас, в принципе, много биатлонистов, которые хорошо играют в футбол. Выделить кого-то очень трудно.

Читал, что вы в детстве ходили в футбольную секцию, причем играли на воротах. Это правда?

Александр Логинов: Да, я занимался в Саратове в футбольном клубе "Сокол". И да, мне нравилось быть вратарем. Помню, был хоть и небольшого возраста, полностью отсмотрел чемпионат мира-2002 и был в полном восторге от вратарей на том турнире. Наверное, потому и тянулся к этому амплуа. Хотя сейчас я на поле универсальный игрок, готов сыграть на любой позиции.

А какие именно вратари приводили вас в восторг?

Александр Логинов: На тот момент я, конечно, восторгался голкипером сборной Германии Оливером Каном и бразильцем Маркосом.

Вернемся к биатлону. Сейчас у вас в конкурентах много молодежи. Когда смотрите на этих ребят, узнаете в них себя, скажем, 20-летнего?

Александр Логинов: Тяжело сказать, вижу ли я себя в нынешних молодых. Мне кажется, что я, когда был юниором, смотрел на взрослых спортсменов, с которыми довелось побегать, с горящими глазами. Мне они казались невероятными авторитетами. И когда я начал выступать со взрослыми сначала на российских соревнованиях, потом на международных, эти эмоции меня, можно сказать, подхлестывали. Сейчас я не знаю, как у молодых ребят. Надеюсь, они радуются, когда удается обогнать ветеранов (улыбается).

У них сейчас уникальная ведь возможность. Когда бы они еще бегали бок о бок с топами…

Александр Логинов: Согласен. Но важнее, что они нас уже обыгрывают. Если не будет конкуренции, то не будет роста и развития. Если молодые ребята не будут развиваться, это ни к чему хорошему не приведет. И я рад, что сейчас появляются новые фамилии.

Когда-то давно, лет 10 назад, вы говорили, что у вас есть такое качество - безразличие. В том плане, что вас невозможно сбить с толку. Вы с тех пор не изменились?

Александр Логинов: Если мы говорим о психологии перед стартом, то однозначно ничего не поменялось. Думаю, что я остался таким же. С другой стороны, - и это показала сегодняшняя гонка - меня отвлекает тот факт, что я, допустим, не сильно готов в стрелковом плане. Я стреляю намного медленнее, чем остальные ребята и я прекрасно это осознаю. Первые три рубежа я прошел, не отвлекаясь на это, а на последнем отвлекся и тут же получил два штрафных круга.

Уже упомянутый Касперович говорил, что вы уже как зрелый спортсмен задумываетесь о будущем после биатлона…

Александр Логинов: Это нормальное явление. Многие задумываются уже в 20-25 лет, чем они будут заниматься дальше после завершения карьеры. Свои думки я пока оставлю при себе.

Вы себе наметили, сколько еще готовы соревноваться? Это вопрос мотивации, физиологии?

Александр Логинов: Мотивация пока есть и пока я отталкиваюсь только от нее.

О тренерской работе совсем не думали?

Александр Логинов: Тренерство - это сложно. Это такая тяжелая стезя, которой надо посвятить всю жизнь. Этим надо жить. Ты находишься больше 300 дней в году вне дома, и надо осознавать, что ты на это идешь. Идешь на всю жизнь. Я задумываться об этом не хочу.

Чье-то слово в биатлоне для вас имеет безусловный авторитет?

Александр Логинов: Скажем так, я всегда прислушиваюсь. Никогда не пропущу мимо ушей какие-либо замечания. Это нормально.

А в жизни?

Александр Логинов: В жизни также. Прислушиваться - это нормально. Нельзя быть твердолобым, мол, я и так все знаю, без вас разберусь.

Вы как-то рассказывали, что активно читали художественную литературу. Сейчас что-то читаете?

Александр Логинов: Это был такой позыв. Что нравится, то и читаю. Какое-то время назад, когда я был помоложе, мне нравились романы и детективы. Потом что-то прочитал из классики, и это подхлестнуло прочитать что-то еще из той же оперы. В данный момент, ничего не читаю, но уже наметил пару книг, которые хочу прочесть в январе.

В 2019 году вы были на Камчатке и остались от нее в полном восторге. С тех пор какое-то место перебило то путешествие по эмоциям?

Александр Логинов: Прямо чтоб перебило, сказать не могу, но Камчатка действительно - духовное место, которое нужно человеку, чтобы отвлечься от ненужных мыслей, от негатива. Я уверен, что это может помочь.

Вам скоро будет 31, серьезный рубеж в возрасте. Есть ощущение, что вы что-то не успели в этой жизни?

Александр Логинов: Да, эти мысли всегда будут. Тем более, у спортсмена. Жалеть не хочу - это просто неправильно. Я делал, что я должен был делать. Но, как говорится, после драки кулаками не машут.