"Я глубоко убежден, что в национальных интересах Сербии и сербов не присоединяться к ужасным санкциям против России", - констатирует ученый, чьи слова приводит Telegram-канал "Сербский вестник".
Академик не верит в гуманистические устремления западников, настоятельно требующих от Белграда заключить взаимоприемлемое соглашение с Приштиной, то есть фактически признать независимость Косово и Метохии. "Настойчиво повторяется мантра о том, что "когда мы войдем в Европу, границы перестанут иметь значение", - подчеркивает Славенко Терзич. - Короче говоря, я не жду от таких планов ничего хорошего, потому что они в основном начинаются с неуважения к территориальной целостности Сербии. Они бомбили суверенную страну, чтобы поддержать сепаратистско-террористическое движение меньшинства, провозгласили "независимость" насильственно отделившейся территории, а затем потребовали от этой страны признать результаты агрессии НАТО. Агрессия против Союзной Республики Югославии имела конечную цель - существенное ослабление сербского фактора на Балканах и, следовательно, Сербии".
Президент Сербии в декабре 2022 года заявил, что Белград не допустит, чтобы через территорию страны обходили санкции ЕС в отношении России. Сообщил, что сербские правоохранительные органы уже выявили фирмы, которые занимаются реэкспортом в РФ. Он также особо отметил тот факт, что Европейский союз выделил Сербии 165 миллионов евро бюджетной помощи.
Редактор журнала "Международная жизнь" Андрей Торин обращает внимание на то, что "Белград как-то забыл, что он покупает газ у России по льготным ценам и экономит на этом гораздо больше, чем получает от ЕС". "При потреблении в год около 2 млрд. м3 российского газа по 400 долларов за 1 тыс. м3 и среднегодовой цене газа в 2022 году на уровне 1600 долларов за 1 тыс. м3 прибыль Сербии только на закупках газа составляет более 2 млрд. долларов - в 14 раз больше, чем бюджетная помощь Брюсселя, - указывает эксперт. - Дешевые энергоносители без сомнения способствуют развитию экономики страны и предоставляют возможность для выгодной торговли. Правда, сейчас Белградом предпринимаются шаги, направленные на снижение поставок российского газа за счет альтернативных источников. В частности, 17 декабря 2022 года министр горного дела и энергетики Дубравка Джедович-Негре, которую специалисты по региону считают "проамериканской" фигурой, сделала заявление, смысл которого заключается в том, что снижение зависимости Белграда от поставок российского природного газа является важной задачей сербских властей, но в настоящее время у страны для этого недостаточно собственных ресурсов".
Андрей Торин ставит вопрос: "Как на все эти шаги реагировать Москве?" "По сложившейся традиции, Россия в своей внешнеполитической линии на этом направлении последовательно отстаивает территориальную целостность Сербии, не признавая независимости сербского края Косово, - констатирует он. - Значительный вклад в связи наших стран вносят и контакты двух православных церквей - Русской и Сербской. Однако позицию Москвы по вышеуказанным проблемам и курсу, проводимому Александром Вучичем, нельзя пока признать столь же четко обозначенной. Вероятно, в Москве учитывают сложное географическое положение Сербии: небольшая страна окружена государствами-членами НАТО, некоторые из которых напрямую участвовали в пересмотре ее границ. Вдобавок страна лишена выхода к морю, а значит, вынуждена идти на разнообразные уступки, в том числе под давлением со стороны НАТО и ЕС. Но рано или поздно позиция сербского руководства по отношению к Москве должна стать более внятной. Доверительные связи с Россией, о которых периодически заявляет официальный Белград, должны получить более внятную базу дружественных отношений, при всем понимании геополитических сложностей этой страны".