Решится ли Эстония передать Украине замороженные российские активы, не дожидаясь "зеленого света" из Евросоюза

Власти Эстонии заканчивают подготовку собственного пакета юридических мер, призванных стать обоснованием для конфискации и передачи Украине тех российских активов, которые заморожены в рамках санкций Евросоюза. По данным агентства Bloomberg, цитирующего представителя МИД Эстонии Михкеля Тамма, законодательную базу такого рода представят к концу января. Создать ее в конце прошлого года поручило правительство страны.
Европейские политики ищут способы прибрать к рукам российские активы, хотя это нарушает законы ЕС.
Европейские политики ищут способы прибрать к рукам российские активы, хотя это нарушает законы ЕС. / iStock

Действительно ли эстонцы первыми на Западе решатся не только разработать такой механизм, но и применить его - вопрос открытый. Ведь до сих пор даже ключевые страны Евросоюза в одиночку не решались изымать российские активы, признавая, что это противоречит и европейскому законодательству, и принципам отношения к собственности. Поэтому в столицах Старого Света предпочитают дождаться, когда всем вместе удастся сговориться и как бы разделить ответственность. А пока юристы ищут для этого правовую базу, восточноевропейские ястребы, похоже, вновь пытаются подтолкнуть вперед более осторожных лидеров ЕС, на плечи которых ляжет основная нагрузка.

Если говорить об Эстонии, то, по оценкам ее властей, сумма замороженных в стране российских активов составляет около 20 миллионов евро - это мизерная доля в общей сумме. По разным данным государства ЕС заморозили в своей юрисдикции резервы ЦБ РФ на сумму до 300 миллиардов евро, а также до 19 миллиардов евро российских частных компаний и лиц, попавших в санкционные списки.

Другие страны ограничиваются подзадориванием друг друга в духе "очень хотим, но решение должно быть общим". Например, на днях министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте заявила, что наиболее эффективным путем передачи Украине замороженных финансовых активов России стала бы "единая и координированная позиция Европы". За пару дней до этого источники Bloomberg намекнули, что правительство канцлера ФРГ Олафа Шольца поддерживает идею направить принадлежащие России средства на восстановление Украины если "удастся устранить юридические трудности, а союзники поступят аналогичным образом". Особенно на этом настаивает глава немецкого МИД Анналена Бербок, в то время как министр финансов Кристиан Линднер относится к замыслу "с осторожностью", считая, что это создало бы "опасный прецедент".

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков считает, что "власти Эстонии хотят стать отличником на этом поприще и задать некоторый прецедент". "Какие бы действия в этом контексте ни предпринимались, они будут абсолютно ничтожны и незаконны с точки зрения международного права, - добавил Песков. - И, безусловно, они будут иметь последствия для тех стран, которые хоть каким-то образом солидаризируются с такой идеей".

Западные официальные лица еще с прошлой весны дают понять, что политический заказ сформирован. Они будут искать пути не просто заморозки российских активов, но также их конфискации и превращения в источник для макрофинансовой помощи Украине. Эту тему постоянно поднимают и визитеры из Киева. Поэтому вопрос для ЕС сейчас скорее не в том, делать ли это, а в том, как обойти собственные юридические нормы.

Министр финансов США Джаннет Йеллен ранее заявляла о возможности экспроприации замороженных активов ЦБ РФ: "Сейчас для властей США конфисковать эти активы не будет законно. В США это не является юридически допустимым. У других стран также есть юридические проблемы с этим". Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен также признавала, что в некоторых странах сообщества такие действия противоречили бы национальному законодательству. Британская газета Financial Times предупреждала, что без последовательного и прозрачного механизма правительствам стран Запада грозят "годы дорогостоящих судебных тяжб или утрата доверия, на котором держатся их экономики".

Тем не менее, мозговой штурм продолжается. Как уточняет Bloomberg, вскоре Еврокомиссия должна завершить выработку единого подхода по этому вопросу. Глава Евросовета Шарль Мишель недавно заявлял, что решение не принято, но "есть хороший прогресс". Конкретных идей он не раскрывал.

Двигаются в этом направлении и за океаном. Первый законопроект, который разрешил бы администрации США без суда продавать подсанкционные активы российских предпринимателей и передавать деньги Украине, был подготовлен в Конгрессе еще прошлой весной. Но такой внесудебный порядок потенциально нарушал предусмотренные конституцией США процедуры. Эксперты тогда посчитали, что это создавало возможность для российских подсанкционных лиц оспорить конфискацию в суде США и одержать победу вплоть до блокировки санкций. Законопроект отложили.

Но в утвержденный недавно бюджет страны на 2023 финансовый год включена поправка, которая разрешает конфискацию для передачи Украине замороженных средств российских частных лиц. О правовом обосновании для этого не сообщалось. Речь пока идет только об активах предпринимателей, но не о государственных средствах России.

Компетентно

Конфискация собственности граждан другой страны и частных компаний - вопрос сложный, и пока он поднимается лишь в плоскости риторики, говорит директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Эту тему поднимали не только в Эстонии, но и в Германии, Нидерландах. "Для них это не просто изъятие актива и присвоение себе. Они хотят изъять активы и в качестве репарации передать Украине. По крайней мере на словах эта концепция такова, что может быть на практике неизвестно", - замечает эксперт. В любом случае для изъятия финансовых активов или иной собственности нужно создать правовую базу. Можно предположить, что таким основанием стало бы признание ЕС и ООН России страной - спонсором терроризма, добавляет Остапкович. Но речь не идет об изъятии любой собственности российских граждан и всех российских компаний. Конфискация будет касаться только тех лиц, которые, по мнению эстонских властей, как то связаны с финансированием или поощрением политики России на Украине, поясняет эксперт.

Изъятие по политическим мотивам возможно и может происходить различными способами от заморозки активов до их присвоения в государственный бюджет или же их передача населению, отмечает член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров. "Учитывая опыт и ранее уже арестованное имущество, Россия не способна защитить свои активы иначе, как только вывезти их в иное государство. Крайне важно, что защита активов российского населения при нынешних цифровых технологиях и методах фактически невозможна", - говорит он.

Для решения вопроса изъятия имущества следует подать в суд на международном уровне, например, в Международный суд ООН с требованием о возврате изъятых активов. Вместе с этим, каждый отдельный гражданин России вправе в национальном порядке, предусмотренном законодательством Эстонии, обжаловать решение органов власти Эстонии, добавляет Уваров.

Впрочем, сами по себе объемы изъятой собственности в Эстонии вряд ли будут большими и окажут какое-то влияние на рынок, считает Остапкович.

Но важен прецедент, говорят эксперты. Если эстонская инициатива будет осуществлена, то дальше процесс по "утилизации" арестованных средств пойдет "по накатанной". Однако вряд ли крупные, лидирующие страны станут этим заниматься, считает Остапкович. В этих странах для конфискации какого-либо имущества придется пройти множество судов, доказать возможность изъятия крайне сложно, поясняет эксперт.

С этим согласен один из представителей рынка недвижимости. По его словам, в рамках принятых пакетов санкций нигде не обговариваются условия конфискации недвижимого имущества. В рамках действующих норм права теоретически конфискацию недвижимости у физических лиц или частных компаний через суд в качестве оплата штрафа представить можно. Но для этого в каждом конкретном случае придется устанавливать факт совершения правонарушения лицом или компанией, который влечет за собой штрафные санкции, а также сам размер штрафа. Основания для конфискации "российской недвижимости", то есть объектов, принадлежащих РФ, имеющих дипломатический статус, сложно представить, добавил собеседник "РГ".

С трудом верится, что речь идет о каких-то массовых изъятиях собственности, принадлежащей россиянам. Возможно, пострадают лица, попавшие под санкции - но их число не так уж велико и далеко не у всех есть какая-то недвижимость в странах ЕС, добавляет международный эксперт по покупке и продаже недвижимости на Кипре, основательница агентства недвижимости Antaria Real Estate Марина Поповиду.

Подготовили Гульнара Вахитова, Евгений Гайва, Владислав Куликов, Марина Трубилина