В Театре им. Вахтангова - премьера: на Новой сцене вышел спектакль "Генерал и его семья" по одноименной книге Тимура Кибирова

В Театре им. Вахтангова - премьера: на Новой сцене вышел спектакль "Генерал и его семья" по одноименной книге Тимура Кибирова. За современную российскую прозу вновь взялась Светлана Землякова - в ее постановке на знаменитой сцене на Арбате уже идет "Сергеев и городок" по роману Олега Зайончковского, но теперь режиссер предлагает зрителю не короткие зарисовки из жизни, а масштабное полотно. И есть ощущение, что эта работа - с такой палитрой тем, конфликтов и болевых точек - из тех спектаклей, к которым стоило бы возвращаться, переосмысляя и открывая что-то новое.
На "Генерала и его семью" стоит идти как на хороший сериал. Здесь много коллизий, героев и боли.
На "Генерала и его семью" стоит идти как на хороший сериал. Здесь много коллизий, героев и боли. / Валерий Мясников

"Генерал и его семья" - первый роман Тимура Кибирова, давно и хорошо известного поэта и переводчика. За этот свой дебют в прозе автор в 2020-м получил премию "Большая книга", и, надо сказать, книга действительно большая - почти 700 страниц. Впрочем, отдадим должное постановочной команде, перенести внушительный том на театральную сцену не испугались. И сразу хочется предупредить: "Генерал и его семья" - и исторический роман, и семейная сага, а потому продолжительность спектакля не слишком уступает "Войне и миру". Четыре часа - к этому надо быть готовым.

Режиссер Землякова рассказывает, из многочисленных предложений к постановке на Вахтанговской сцене тогда еще худрук театра Римас Туминас выбрал именно прозу Тимура Кибирова. Зацепился за название, в котором сразу увидел драматургию: "что это за генерал и что у него за семья такая?" И правда - что?

Генерал Василий Иванович Бочажок (Максим Севриновский) - командир гарнизона в военном городке Шулешма-5. С волнением он ждет в аэропорту свою единственную дочь Аню (Полина Рафеева) - она отучилась в Москве и, наконец, возвращается. Но - в "интересном" положении и совсем одна. Генерал, конечно, в ужасе. По дороге домой молчит. Держится, в прошлый приезд дочери они уже поссорились. Правда, по другому поводу. Но конфликт все равно неизбежен, упрямы оба: и дочь с заявлением - в ее личную жизнь не лезть и отца ребенка не искать, - и генерал, уверенный, что так быть не должно.

Именно отношения отца и дочери - сложные, иногда перерастающие в безапелляционное "кто кого", но в то же время прерывающиеся слезами и объятиями от осознания, что роднее друг друга никого нет, - центральная точка сюжета. Василий Иванович, конечно, примет и Аню, и потом своего крошечного внука. Да, его любовь, а это именно она, может быть, по-мужски сдержанна, немногословна, иногда она и вовсе похожа на жестокость!

Когда-то, будучи еще школьницей, Аня захотела себе томик запрещенной Ахматовой - именно папа достал ей эту книжицу. Анну Андреевну потом, разумеется, генерал будет клясть на чем свет стоит - вот кто во всем виноват! С увлечения ее стихами в Анечке будто начались странные перемены - то что-то резкое о власти, то уколы в сторону отца. Когда же он с трудом через знакомых достал югославскую дубленку и проворчал перед прыгающей от радости Аней: "И все-то вам советская власть не нравится..." - случилось и вовсе ужасное. Просто апофеоз непримиримых идеологических разногласий.

Вечный вопрос отцов и детей? Непримиримость поколений? Смена одного уклада жизни совершенно иным? Конечно. Но как пронзителен здесь со своими бедами "маленький человек". А генерал Бочажок - он и есть. Один, еще с заметной военной выправкой, но уже чуть сгорбленный, словно потерянный, стоит он посреди Атлантиды, постепенно начинающей уходить под воду (все происходит в конце 70-х). Убеждения, ценности, все, чем он жил, чему старался быть верен - чем они стали вдруг? Все оказалось будто бы "не тем", "неправильным".

Разве так может быть: целая человеческая жизнь - неправильная? Прожита впустую? А если этих жизней миллионы?.. Но уходят люди, вместе с ними и эпоха. Этот слом, эту человеческую трагедию генерала, принявшего все стойко, по-мужски, актер Максим Севриновский проживает удивительно. И жертвенность отцовская - до кома в горле. Он потерял жену, страну, которой честно служил, рвется последняя ниточка, благодаря которой теплится в нем жизнь, - Анечка с внуком решают уехать из страны, которая была своей.

Разве так может быть: целая человеческая жизнь - неправильная? Прожита впустую? А если этих жизней миллионы?

Упрекать роман и спектакль в излишней ностальгии по СССР - бессмысленно. Дело не в названии страны, а в том, что наполняло человеческую жизнь. "У меня нет никакой ностальгии, - так и говорит режиссер. - Я люблю тот период ровно настолько, насколько любой человек любит свое детство, близких. Это ведь твоя составляющая, часть тебя. Тема "советского периода" будет жива и откликаться в нас, пока живы советские люди".

На "Генерала и его семью" стоит идти, в конце концов, как на хороший сериал, здесь много очаровательных героев, много юмора, трогательных сцен, драматичных коллизий, много живой музыки и песен (джазовых, дающих особую прозрачность воздуха). И еще много боли.

В самом конце мы снова встретим генерала в аэропорту - теперь он провожает Анечку и внука навсегда. В эмиграцию, о которой она так мечтала. "В этой стране жить невозможно", а в другой? Кто знает - это ж дело будущее. А сейчас, теперь ей от отца нужна лишь подпись. Больше ничего.

Вернувшись домой, Василий Иванович повесил свою генеральскую шинель на вешалку.