Подрыв "Северных потоков", остановка прокачки по газопроводу "Ямал - Европа" и снижение в 2,5 раза транзита через Украину сделали невозможным не только наращивание экспорта газа на Запад, но и даже сохранение объемов поставок на прежнем уровне. При этом для бюджета нашей страны снижение экспорта газа в Европу не так критично, как проблемы с экспортом нефти и нефтепродуктов, что может снизить объемы добычи и переработки сырья в России. Значительно серьезнее последствия для Евросоюза, экономический рост которого в последние годы во многом был обеспечен поставками нашего газа.
Теперь все будет по-другому. Очевидно, экспорт газа в Европу из России в 2023 году резко сократится, считает эксперт аналитического центра ИнфоТЭК, доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. В 2021 году, когда геополитика еще не столь сильно влияла на объемы экспорта, поставки трубопроводного газа в Европу составляли 165 млрд кубометров, теперь они уменьшатся в несколько раз. Если транзит через Украину сохранится в прежнем объеме, то он составит 40-42 млрд кубометров. Плюс максимальная мощность одной из двух веток "Турецкого потока", идущая на Балканы, - 15,75 млрд кубометров. То есть совокупно получается максимум где-то в районе 55 млрд кубометров. Но это оптимистическая оценка, отмечает эксперт.
По мнению директора по исследованиям "ВЫГОН Консалтинг" Марии Беловой, возможен и негативный сценарий, в котором трубопроводные поставки газа из России в страны ЕС могут полностью прекратиться, например, как ответ на установление ценового потолка.
Не секрет, что экспорт газа был одним из главных источников доходов "Газпрома", основного поставщика голубого топлива на внутренний рынок. Естественно, возникает вопрос: не вызовет ли снижение поставок за границу роста цен на газ внутри России? В 2022 году тарифы для населения и для промышленных потребителей повышались дважды - с июля и декабря. Суммарно за год для населения тарифы на газ выросли на 11,75%, а для бизнеса - на 13,92% относительно конца 2021 года. Это выше инфляции в 2022 году, но следующее повышение тарифов запланировано только на 1 июля 2024 года. То есть эти цены зафиксированы на полтора года. Но экономическая ситуация сейчас плохо предсказуема и может потребовать резкой корректировки планов.
По мнению Беловой, для населения и промышленных потребителей угрозы резкого роста тарифов на газ нет. Цены являются регулируемыми и корректируются раз-два в год на уровень инфляции, отмечает она.
Менее оптимистичен главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин. Он считает, что в условиях объективного избытка газа из-за снижения экспорта рост тарифов - способ поддержать газовую отрасль. Но, с другой стороны, этим окажутся недовольны потребители. Цены на газ - один из инструментов стимулирования производства, поэтому их регулирование требует соблюдения баланса интересов производителей и потребителей, отмечает эксперт.
А вот для Европы сокращение нашего экспорта газа будет иметь самые негативные последствия. Новости о биржевых ценах на газ в ЕС в прошлом году напоминали военные сводки, сместив с первых полос котировки нефти и курсы валют. Диапазон цен составил от 700 долларов за тысячу кубометров газа до почти 3000 долларов за тысячу кубометров. И 2023 год обещает быть в этом отношении еще более непредсказуемым. Отразится это и на других рынках газа, в первую очередь на азиатском и в меньшей степени на американском.
Европа не хотела совсем отказываться от российского газа, лишь планировала постепенно снижать его потребление. Но сначала остановка газопровода "Ямал - Европа" из-за санкций, а потом диверсия на "Северных потоках" поставили страны Старого Света перед лицом новой реальности. Единственным спасением для ЕС стало увеличение закупок сжиженного природного газа (СПГ) главным образом из США, а также рост объемов угольной генерации и надежды на высокую выработку электричества ветровыми электростанциями.
Биржевые цены на газ в Европе вступают в состояние новой нормальности, считает Андрианов. Пока что Европа "доедает" российский газ, закачанный в хранилища в 2022 году. Еще она получила значительные объемы американского СПГ, от которого отказался Китай. А в 2023 году, если геополитическая ситуация не изменится, Европа останется практически без российского газа, а за американский СПГ ей придется конкурировать с азиатскими рынками, отмечает эксперт.
На глобальном рынке будет наблюдаться дефицит природного газа или как минимум высокая конкуренция за его объемы между Европой и Азией, считает Белова. Это неизбежно отразится на газовых котировках, их роста можно ожидать, как в начале 2023 года в случае прихода аномальных холодов либо уже весной, когда в Европе начнется заполнение подземных хранилищ газа (ПХГ) к следующей зиме.
Как отмечает Андрианов, некоторые европейские агентства ожидают низкие котировки газа в 2023 году, на уровне 1200-1300 долларов за тысячу кубометров, но эти цены станут следствием падения спроса на газ в связи с активной деиндустриализацией Европы. Причем все равно будут в несколько раз выше средних значений прошлых лет. То есть Старый Свет будет терять свой промышленный потенциал. Такова цена отказа от сотрудничества с Россией, уточняет эксперт.
То есть "штормить" на газовом рынке будет и в Европе, и в Азии. Две единственные тихие гавани в этих условиях останутся только в России и США. В России внутренние оптовые цены на газ в самых дорогих регионах едва превышают 100 долларов за тысячу кубометров.
В США в 2022 году наблюдался некоторый рост цен на газ из-за роста производства СПГ и экспорта его в Европу. В августе они доходили почти до 350 долларов за тысячу кубометров, но уже к концу прошлого года цены упали.
По мнению Беловой, газовые цены на Henry Hub (американская торговая площадка газом) будут снижаться. Согласно прогнозу Агентства энергетической информации США, в 2023 году в среднем они снизятся на 16% относительно текущего года и составят порядка 195 долларов за тысячу кубометров.