10.01.2023 23:20

В России впервые синтезировали "молекулы-киллеры" раковых клеток

Группа ученых из Санкт-Петербургского государственного университета, Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (Калининград), Тольяттинского государственного университета совместно с зарубежными коллегами создала ряд соединений для прицельного уничтожения раковых клеток. Об этом сообщает RT со ссылкой на Российский научный фонд. При этом отмечается, что результаты исследования уже опубликованы в журнале European Journal of Medicinal Chemistry.

Суть метода заключается в избирательном разрушении особых белков, которые поддерживают жизнедеятельность раковых клеток.

Для этого учёные предложили задействовать природный механизм внутриклеточной очистки от повреждённых белков. В норме повреждённые белки выявляет специальный фермент - убиквитиназа. Он присоединяет к белковой цепочке другой белок - убиквитин, после чего повреждённые белки уничтожаются клеточными органеллами - протеасомами.

Как отмечается, такой механизм разрушения раковых клеток впервые стал обсуждаться в научной среде ещё в начале 2000-х годов. Суть механизма в том, чтобы при помощи молекулы-посредника соединить фермент-убиквитиназу с тем белком, который необходимо разрушить.

В ряде стран ведутся исследования, некоторые разработки находятся на стадии клинических испытаний. Чаще всего в качестве "моста" для связывания белка выступают молекулы уже известных иммуномодулирующих препаратов - талидомида и его близких аналогов. Но они опасны для беременных женщин.

Российские учёные нашли альтернативу, синтезировав 20 различных молекул на основе глутаримида - органического азотсодержащего вещества. Оно не токсичное и хорошо связывается с ферментом и белком внутри клетки. К тому же глутаримид уже используется в фармакологии.

Полученные молекулы уже испытаны на живых раковых клетках. Лучше всего себя показали соединения, содержащие серу: они смогли подавить активность клеток рака костного мозга.