Россия поможет Кыргызстану создать внутреннее железнодорожное кольцо

Кыргызстан привлекает главных экономических партнеров - Россию и Китай - к развитию железнодорожной сети Тянь-Шаня. Руководство КР рассчитывает с их помощью создать внутреннее кольцо, которое свяжет регионы надежным и доступным сообщением, что позволит значительно увеличить пассажирский и грузовой потоки. На данный момент перевозки внутри страны осуществляются в основном автомобильным транспортом.
Кыргызские железнодорожники прокладывают ветку в самую высокогорную часть республики - Нарынскую область.
Кыргызские железнодорожники прокладывают ветку в самую высокогорную часть республики - Нарынскую область. / Пресс-служба правительства КР

Сначала до разреза, затем - через хребты

Россия окажет Кыргызстану поддержку в строительстве стратегически важной железнодорожной ветки от побережья Иссык-Куля в высокогорную Нарынскую область. Документ, предусматривающий такую возможность, подписан на полях Бишкекского инвестиционного саммита. Как сообщили в компании "Кыргыз темир жолу" ("КТЖ" - "Кыргызские железные дороги"), с российской стороны он одобрен "Российским экспортным центром" и "РЖД Интернешнл". С кыргызской - "КТЖ".

Документ официально именуется меморандумом о взаимопонимании по вопросу проработки совместной реализации проекта строительства железнодорожной линии Балыкчы - Кочкор - Кара Кече, но предусматривает вполне конкретные задачи. В их числе упоминается поэтапная реализация проекта. По завершении Кыргызстан рассчитывает получить новую ветку протяженностью чуть менее 190 километров.

Первый этап предусматривает строительство отрезка в 63 километра. Он уже реализуется республикой самостоятельно на собственные средства "Кыргыз темир жолу". Несколько месяцев назад "КТЖ" начала тянуть ветку от города Балыкчи на северо-западном побережье Иссык-Куля в соседний высокогорный регион. Пока удалось проложить около пяти километров дороги.

- Данный стратегический проект заложит основу для нового железнодорожного узла и развития Иссык-Кульской и Нарынской областей, - подчеркнули в "КТЖ". - В перспективе эта ветка создаст широкие возможности для социально-экономического развития всего Центрально-Азиатского региона.

В "КТЖ" утверждают, что проект строительства железнодорожной магистрали реализуется в рамках комплексного инвестиционного проекта, включающего в себя возведение теплоэлектростанции Кара-Кече совокупной мощностью 1,2 мегаватт и разработку буроугольных месторождений Кара-Кече и Мин-Куш (участок Ак-Улак).

Дорога Балыкчи - Кочкор - Кара Кече, как надеются в "КТЖ", станет частью внутреннего кольца, идеей создания которого официальный Бишкек свыше десяти лет с переменным успехом пытался заинтересовать китайских партнеров. С ним, в частности, власти республики связывали возможность реализации более масштабного инфраструктурного проекта, который поддерживает КНР. Речь идет о проектируемой транзитной железнодорожной магистрали Китай - Кыргызстан - Узбекистан. С ней, по данным "КТЖ", и соединится в будущем ветка, которую тянут от Балыкчи.

Готовят ТЭО

Строительство транзитной ветки Китай - Кыргызстан - Узбекистан, как рассчитывают в руководстве республики, начнется в течение нескольких месяцев. В конце 2022-го группа специалистов из КНР завершила полевые работы на маршруте, по которому готовятся проложить железную дорогу. Результат их изысканий отразят в технико-экономическом обосновании и затем передадут кыргызской и узбекской сторонам на экспертизу.

- Считаем очень важным укреплять сотрудничество в транспортной сфере, - подчеркнул вице-премьер Государственного совета КНР Ху Чуньхуа. Проект железной дороги, как утверждают официальные источники, обсуждался между ним и главой КР Садыром Жапаровым во время визита высокопоставленного китайского чиновника в Бишкек. - Мы надеемся, что проект железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан будут активно продвигать все страны, участвующие в нем. Он обеспечит рост торгово-экономического сотрудничества и укрепит взаимовыгодные связи между нашими государствами.

По предварительным оценкам правительства КР, строительство транзитного участка дороги из Китая в Узбекистан через Тянь-Шань обойдется сторонам в сумму от трех до пяти миллиардов долларов. Ветку намерены проложить по территориям Нарынской и Джалал-Абадской областей. К строительству дороги готовятся приступить во второй половине следующего года.

В пресс-службе президента Узбекистана, в свою очередь, уточняют, что технико-экономическое обоснование железной дороги готовят к первому июня 2023 года. До 15 января в Бишкеке будет создан проектный офис. К началу февраля Кыргызстан и Узбекистан намерены обсудить форму и порядок управления строительством, а заодно выработать единый подход к основным техническим характеристикам железной дороги. Предложения обеих сторон передадут китайским специалистам. Параллельно страны-участницы готовятся провести переговоры с международными финансовыми институтами по поводу софинансирования проекта.

Региональный перекресток

Развитие дорожной сети в Кыргызстане, как полагают местные эксперты, выгодно не только самой республике. Создание новых и расширение уже существующих транспортных коридоров через Тянь-Шань позволит укрепить интеграционные организации и инициативы в Евразии. Причем речь идет не только о ЕАЭС, но и китайской инициативе "Один пояс - один путь".

Официальный Бишкек видит в этом возможность не только инфраструктурного, но и индустриального развития. Немногим ранее Садыр Жапаров заявил, что строительство железных дорог позволит развить смежные производства, включая добычу полезных ископаемых, которые можно использовать для реализации других проектов. Это, в свою очередь, потребует как дополнительных инвестиций, так и реальной промышленной кооперации.

Одной из таких сфер может стать добыча железа и производство металлоконструкций непосредственно на Тянь-Шане. Не менее перспективным видится создание и развитие в Кыргызстане промышленных мощностей, выпускающих продукцию для высокотехнологичных предприятий. В конце 2022 года минэкономкоммерции КР и минпромторг РФ заключили меморандум о реализации совместных проектов в области микроэлектроники. По словам главы профильного ведомства КР Данияра Амангельдиева, Кыргызстан может производить материалы для нужд электронной промышленности и соответствующего оборудования.

- У Кыргызстана есть все возможности стать одной из лидирующих стран мира по производству кремниевой продукции, - напомнил он. - Развитие отрасли микроэлектроники видится важным и в других странах ЕАЭС. В долгосрочной перспективе это позволит промышленности государств союза войти в топ мировых производителей полупроводниковой продукции.

Российская сторона, как полагает Данияр Амангельдиев, может помочь Кыргызстану с реализацией подобных проектов. В том числе - внедрением новых технологий. И Кыргызстан, и Россия, по его словам, заинтересованы в реализации совместных проектов в области микроэлектроники.

Вместе с тем

Власти Кыргызстана готовы полностью освободить от налогов новые промышленные предприятия. Об этом заявил глава правительства КР Акылбек Жапаров. С них обещают не взимать сборы в казну в течение пяти лет. Затем еще в течение следующих двух предприятия смогут пользоваться существенными налоговыми льготами.

В качестве еще одного потенциального источника капиталовложений кыргызская сторона видит интеграционные структуры. Правительство КР предложило партнерам по ЕАЭС создать Фонд прямых инвестиций. Эта структура, как полагает глава кабинета министров КР, могла бы объединить усилия и потенциал участников союза.