Поэтому с 1 января 2023 года на 20% увеличивается фонд оплаты труда бюджетников в новых регионах, а с 2024 года он будет приведен в полное соответствие с требованиями указа президента по заработной плате.
Как напоминает декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнев, население вошедших в состав России регионов - это более шести миллионов человек, хотя в реальности сейчас число жителей несколько меньше. Ведь многие территории еще не под контролем России, из прифронтовой зоны люди разъехались. "По нашим оценкам, сегодня население там примерно на 1,5 млн меньше, чем могло бы быть. Отсюда вытекает первая задача - создание условий для возвращения жителей на родные земли", - подчеркивает Селезнев. Действительно, отток трудоспособных граждан имел место. С другой стороны, в Херсонской и Запорожской областях большинство людей трудоспособного возраста, да и в Донецке с Луганском разговоры о недостатке рабочих рук сильно преувеличены, добавляет он.
По его словам, еще одна особенность - это наличие большого числа людей с техническим, инженерным образованием, которые были заняты или работают сейчас в промышленности. Россия, которая хронически нуждается в технических кадрах, может с большой пользой для себя использовать этот потенциал. И, конечно же, для людей вопрос оплаты труда - самый важный. "Очень важно, чтобы население присоединенных территорий не чувствовало себя в чем-то ущемленным", - отметил он.
Прокомментировали эксперты и другие обсуждавшиеся на совещании направления. России необходимы ускоренные поставки новых отечественных самолетов, чтобы заместить выбывающие Boeing и Airbus, считает руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко.
"Сейчас авиаотрасль находится под жесткими санкциями. Если не будет ускоренного ввода наших самолетов в эксплуатацию, можно ожидать, что в ближайшие 1,5-2 года авиапарк будет сокращаться, так как самолеты иностранного производства станут выводиться из эксплуатации", - говорит он. По словам эксперта, сами пассажиры вряд ли заметят разницу в комфорте, уровне шума между новыми отечественными самолетами и зарубежными Boeing и Airbus.
Благодаря пополнению авиапарка российскими воздушными судами может увеличиться число зарубежных рейсов.
При этом стоимость авиабилетов вряд ли снизится. Хотя расходы на обслуживание отечественных моделей могут стать меньше, общая инфляция будет стимулировать рост цен на авиабилеты, отметил эксперт.
Кстати, резкое снижение годовых темпов инфляции в РФ ниже целевых 4% во втором квартале текущего года, о котором говорил министр экономического развития Максим Решетников, возможно вследствие эффекта высокой базы начала 2022 года, считает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая.
"В начале 2023 года действительно ожидается резкое снижение годовых темпов инфляции (возможно, ниже 4%) вследствие эффекта высокой базы начала 2022 года. Об этом ранее говорило и руководство ЦБ РФ, обращая внимание, что при принятии решений будет ориентироваться не на годовые темпы инфляции, а на показатели, очищенные от разовых факторов", - пояснила она "РГ".
При этом по итогам декабрьского заседания Банк России ужесточил оценку баланса рисков инфляции, отметив, что проинфляционные риски теперь преобладают не только на среднесрочном, но и на краткосрочном горизонте, напомнила эксперт. В частности, речь идет о более существенном размере бюджетного дефицита по итогам 2022 года, увеличении рисков бюджетного дефицита 2023 года из-за возможного недополучения нефтегазовых доходов и других факторах.
Многое будет зависеть от того, сохранится ли текущая высокая склонность домохозяйств к сбережению (тогда инфляция может оставаться невысокой и в 2023 году) или потребление начнет оживать (в этом случае инфляционное давление может проявиться сильнее), отметила Беленькая.
"Пока более актуальным выглядит сценарий возможного повышения ключевой ставки ЦБ РФ, чем ее снижения", - полагает экономист.