В разработке нормативно-правового акта принимали участие также фискальные службы и представители деловых кругов. Бизнес-сообщество страны заверили в том, что его предложения учтут. В случае если этого не произойдет, минэкономики пообещало представить альтернативные пути решения возникших вопросов.
Если судить по представленному в парламент страны законопроекту, этого не произошло. Заверяю, что ни одно обещание со стороны представителей министерства экономики и налоговой службы не было выполнено.
Мне бы хотелось остановиться на вопросе, который вызвал больше всего споров. Речь идет о сохранении банковской тайны.
В законопроекте предлагается предоставлять налоговым органам информацию не только о наличии банковского счета у того или иного хозяйствующего субъекта, но и о проведенных финансовых операциях. Причем запрос должен удовлетворяться финансово-кредитным упреждением без судебного решения в режиме онлайн. К сожалению, никто не удосужился изучить вопрос: а готова ли наша банковская система к этому? Ведь это связано с большими финансовыми затратами, которые необходимы для приобретения программного обеспечения и соответствующего оборудования.
Есть и еще нюанс. Подавляющее большинство банков у нас с иностранным капиталом и их учредители находятся за рубежом. Конечно, финансово-кредитные учреждения, зарегистрированные на территории Кыргызстана, должны работать по законодательству республики. Однако захотят ли учредители банков продолжать деятельность в стране, где банковская тайна будет доверена третьим лицам?
В свою очередь налоговая служба предложила сохранение данных гарантировать понятием "налоговая тайна", которое оговорено в Налоговом кодексе. Но здесь возникает масса нюансов.
Дело в том, что банковская тайна - это юридический принцип в законодательстве, в соответствии с которым банки и иные кредитные организации защищают сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделках в интересах клиента, а также сведения клиентов, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.
В ряде государств мира под банковской тайной подразумевается то, что банки не имеют права предоставлять властям информацию о личных счетах своих клиентов. Кыргызстан также придерживается данного правила.
Требование о предоставлении налоговой службе банковской информации обеспокоило не только финансово-кредитные учреждения, но и население страны. Одним из основных принципов работы банков является защита прав и интересов своих клиентов, в том числе вкладчиков, заемщиков, арендаторов сейфовых ячеек и прочих, которые, в свою очередь, доверили собственные денежные средства, сбережения, движимое и недвижимое имущество, личные данные и прочие сведения банку, полагаясь на то, что все переданные средства и сведения находятся под гарантированной Конституцией защитой.
Передача налоговой службе конфиденциальной информации о финансовых операциях клиентов комбанков подорвет доверие со стороны населения к банковской системе, приведет к оттоку депозитов, снижению доли безналичных платежей, снижению темпов роста экономики и увеличению теневого оборота. Таким образом, станут возможны масштабные негативные последствия не только для банковской системы, но и для всей экономики страны.
Хочу также напомнить, что задача Государственной налоговой службы, определяемая законодательством КР, - налоговое администрирование. Если все же норма, разрешающая предоставлять налоговикам информацию об операциях на банковских счетах субъектов, будет одобрена парламентом, это может серьезно подорвать доверие к комбанкам.
Понятно, что, предлагая контролировать счета хозяйствующих субъектов, налоговая служба преследует благую цель - легализовать теневую экономику, которая сегодня, по данным Нацстаткома КР, составляет 25 процентов, но вряд ли доступ фискалов к такой информации позволит снизить этот уровень.
Кроме того, остается открытым вопрос, кто будет нести ответственность за разглашение банковской тайны, если это вдруг произойдет. Деньги доверены банкам, а не фискалам, а утечка информации может случиться как раз-таки у налоговиков.
Тем не менее мы настаиваем на том, чтобы в новой редакции НК были четко определены понятия, что такое проверяемый хозяйствующий субъект, о котором налоговая служба будет иметь право запрашивать информацию, какие документы для этого необходимы.
Мы также продолжаем настаивать на том, что вся конфиденциальная информация о финансовых вкладах клиентов банков должна предоставляться только следственным органам при наличии возбужденного уголовного дела и соответствующего судебного решения.
В настоящее время банковская тайна - залог развития и стабильного, надежного функционирования всей банковской системы. Кроме того, Конституция страны гарантирует тайну вкладов населения и неприкосновенность имущества, в том числе и денежных средств, а также информации о банковских вкладах и банковских счетах.
Предлагаемый же законопроект по ряду статей идет вразрез с Основным законом Кыргызской Республики.