Анвар Абдраев: Банковская тайна - основа защиты прав вкладчиков

Год назад в стране начал действовать новый Налоговой кодекс (НК). Напомню, законодатели одобрили документ 22 декабря 2021 года, а президент подписал его в январе 2022-го.В процессе общественного обсуждения НК многие бизнесмены были недовольны отдельными нормами кодекса. По некоторым из них удалось найти компромисс, но осталось немало спорных вопросов, которые договорились решать при помощи внесения поправок, которые в ноябре 2022 года разработало министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики. Соответствующий законопроект был направлен в парламент.
Анвар Абдраев: Передача налоговой службе информации о финансовых операциях клиентов комбанков подорвет доверие со стороны населения к банковской системе.
Анвар Абдраев: Передача налоговой службе информации о финансовых операциях клиентов комбанков подорвет доверие со стороны населения к банковской системе. / Соцсети

В разработке нормативно-правового акта принимали участие также фискальные службы и представители деловых кругов. Бизнес-сообщество страны заверили в том, что его предложения учтут. В случае если этого не произойдет, минэкономики пообещало представить альтернативные пути решения возникших вопросов.

Если судить по представленному в парламент страны законопроекту, этого не произошло. Заверяю, что ни одно обещание со стороны представителей министерства экономики и налоговой службы не было выполнено.

Мне бы хотелось остановиться на вопросе, который вызвал больше всего споров. Речь идет о сохранении банковской тайны.

В законопроекте предлагается предоставлять налоговым органам информацию не только о наличии банковского счета у того или иного хозяйствующего субъекта, но и о проведенных финансовых операциях. Причем запрос должен удовлетворяться финансово-кредитным упреждением без судебного решения в режиме онлайн. К сожалению, никто не удосужился изучить вопрос: а готова ли наша банковская система к этому? Ведь это связано с большими финансовыми затратами, которые необходимы для приобретения программного обеспечения и соответствующего оборудования.

Есть и еще нюанс. Подавляющее большинство банков у нас с иностранным капиталом и их учредители находятся за рубежом. Конечно, финансово-кредитные учреждения, зарегистрированные на территории Кыргызстана, должны работать по законодательству республики. Однако захотят ли учредители банков продолжать деятельность в стране, где банковская тайна будет доверена третьим лицам?

В свою очередь налоговая служба предложила сохранение данных гарантировать понятием "налоговая тайна", которое оговорено в Налоговом кодексе. Но здесь возникает масса нюансов.

Дело в том, что банковская тайна - это юридический принцип в законодательстве, в соответствии с которым банки и иные кредитные организации защищают сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделках в интересах клиента, а также сведения клиентов, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.

В ряде государств мира под банковской тайной подразумевается то, что банки не имеют права предоставлять властям информацию о личных счетах своих клиентов. Кыргызстан также придерживается данного правила.

Требование о предоставлении налоговой службе банковской информации обеспокоило не только финансово-кредитные учреждения, но и население страны. Одним из основных принципов работы банков является защита прав и интересов своих клиентов, в том числе вкладчиков, заемщиков, арендаторов сейфовых ячеек и прочих, которые, в свою очередь, доверили собственные денежные средства, сбережения, движимое и недвижимое имущество, личные данные и прочие сведения банку, полагаясь на то, что все переданные средства и сведения находятся под гарантированной Конституцией защитой.

Передача налоговой службе конфиденциальной информации о финансовых операциях клиентов комбанков подорвет доверие со стороны населения к банковской системе, приведет к оттоку депозитов, снижению доли безналичных платежей, снижению темпов роста экономики и увеличению теневого оборота. Таким образом, станут возможны масштабные негативные последствия не только для банковской системы, но и для всей экономики страны.

Хочу также напомнить, что задача Государственной налоговой службы, определяемая законодательством КР, - налоговое администрирование. Если все же норма, разрешающая предоставлять налоговикам информацию об операциях на банковских счетах субъектов, будет одобрена парламентом, это может серьезно подорвать доверие к комбанкам.

Понятно, что, предлагая контролировать счета хозяйствующих субъектов, налоговая служба преследует благую цель - легализовать теневую экономику, которая сегодня, по данным Нацстаткома КР, составляет 25 процентов, но вряд ли доступ фискалов к такой информации позволит снизить этот уровень.

Кроме того, остается открытым вопрос, кто будет нести ответственность за разглашение банковской тайны, если это вдруг произойдет. Деньги доверены банкам, а не фискалам, а утечка информации может случиться как раз-таки у налоговиков.

Тем не менее мы настаиваем на том, чтобы в новой редакции НК были четко определены понятия, что такое проверяемый хозяйствующий субъект, о котором налоговая служба будет иметь право запрашивать информацию, какие документы для этого необходимы.

Мы также продолжаем настаивать на том, что вся конфиденциальная информация о финансовых вкладах клиентов банков должна предоставляться только следственным органам при наличии возбужденного уголовного дела и соответствующего судебного решения.

В настоящее время банковская тайна - залог развития и стабильного, надежного функционирования всей банковской системы. Кроме того, Конституция страны гарантирует тайну вкладов населения и неприкосновенность имущества, в том числе и денежных средств, а также информации о банковских вкладах и банковских счетах.

Предлагаемый же законопроект по ряду статей идет вразрез с Основным законом Кыргызской Республики.