ТЮРКСОЙ чествует память актрисы из Кыргызстана

Главы стран ТЮРКСОЙ - международной организации тюркской культуры - провозгласили наступивший год годом Бакен Кыдыкеевой. В октябре 2023-го знаменитой кыргызской актрисе исполнилось бы сто лет.
Каждый образ, созданный на сцене Бакен Кыдыкеевой, уникален.
Каждый образ, созданный на сцене Бакен Кыдыкеевой, уникален. / Архив Кыргызского государственного театра юного зрителя

Дорога от источника

Бакен Кыдыкеевой было всего 14 лет, когда в 1937 году, окончив школу-семилетку, она решила стать актрисой. В тот год во Фрунзе Театр юного зрителя (ТЮЗ) организовал конкурс художественной самодеятельности. Юная Бакен решила попытать счастья.

Выйдя впервые в жизни на театральную сцену, она прочла монологи из ее любимых произведений. Сделала это Бакен настолько воодушевленно, что жюри единодушно присудило ей победу, а бывший в то время художественным руководителем театра Отунчу Сарбагышев пригласил ее попробовать сыграть в спектакле. Девочка вернулась домой и рассказала родителям о своем успехе. Однако радость тут же сменилась отчаянием.

- Отец Бакен был строгих правил и об актерской карьере дочери даже слышать не желал, - рассказал корреспонденту "РГ" заслуженный деятель искусств Кыргызстана Авас Сарымбетов. - Он хотел, чтобы она стала врачом, а игру на сцене считал лицедейством и чем-то несерьезным. Отец Бакен очень рассердился, что дочка без его ведома попыталась где-то выступать. По его мнению, этим она опозорила семью. Защитить дочь от гнева отца не посмела даже мать.

На следующий день Бакен в слезах пришла в театр, чтобы предупредить Отунчу Сарбагышева, что не сможет играть в спектакле, потому что ей запрещают родители. В это время в кабинет к Сарбагышеву зашел режиссер-постановщик ТЮЗа Арнольд Самарин-Волжский. Он принес показать пьесу Лопе де Вега "Овечий источник" и предложил Бакен сыграть главную роль Лауренсии.

Перед девочкой стал выбор - по-прежнему бояться отца или воплотить в жизнь свою мечту и стать актрисой. Она выбрала второе. Втайне от родителей Бакен ходила на репетиции, а в день премьеры ушла из дома рано утром, чтобы избежать расспросов о том, где она так часто пропадает. Успех постановки, между тем, был ошеломляющим.

Несколько дней после спектакля юная знаменитость, страшась отца, не приходила домой. Когда же решилась вернуться, увидела его сидящим на пороге. Он читал газету. Увидев дочь, спросил: "В статье написано: "Бакен Кыдыкеева великолепно сыграла главную роль в спектакле "Овечий источник". Это ты?" От страха у девочки подкосились ноги и пересохло в горле. Она смогла лишь кивнуть головой. Тогда отец подошел и нежно поцеловал дочь в лоб. С того времени именно он стал не только ее преданным поклонником, но и самым требовательным критиком.

Самобытный талант

По мнению критиков, Бакен Кыдыкеева стала первой кыргызской актрисой, которая исполняла главные женские роли во всех пьесах авторов национальной, русской и мировой драматургии, которые ставились в театрах республики. Не имея специального образования, она блестяще играла на сцене Нарынского и Пржевальского (ныне Иссык-Кульский областной музыкально-драматический) театров. Долгие годы служила в Кыргызском государственном драмтеатре имени Абдымомунова. Можно назвать таких ее героинь, как Лариса в "Бесприданнице", Катерина в "Грозе", Анна в "Анне Карениной", Дездемона в "Отелло" и десятки других. Но самого громкого успеха она добилась, создав яркий образ комиссара в "Оптимистической трагедии". Эта ее роль в 1976 году на Всесоюзном фестивале театров была удостоена первой премии.

- За сорок лет актрисой создано более 100 разноплановых, разнохарактерных образов, многие из которых вошли в золотой фонд кыргызского драматического искусства, - продолжил Авас Сарымбетов. - Она имела успех на многих театральных сценах, но всегда возвращалась в свой любимый Кыргызский государственный театр юного зрителя, откуда начинался ее творческий путь и который теперь носит имя Бакен Кыдыкеевой.

Никто кроме нее

Благосклонной к актрисе оказалась не только театральная сцена, но и кинематограф. Именно ей доверили главную роль в картине, которая стала первой полнометражной цветной лентой, снятой в Кыргызстане. Называлась она "Салтанат", и занималась ей группа из "Мосфильма" по главе с режиссером Василием Прониным. Бакен Кыдыкеева сыграла в ней ярко и темпераментно, сумев показать судьбу кыргызской женщины.

"Кинокритики назвали Бакен Кыдыкееву "владычицей неба Ала-Тоо", - писал в 1956 году после премьеры фильма в Москве журнал "Советский экран".

Талант Бакен Кыдыкеевой сумел покорить сердца самых строгих кинорежиссеров, включая Андрея Кончаловского, тогда еще студента, снимавшего дебютную полнометражную киноленту "Первый учитель". Кыдыкеева сыграла у него роль первой жены бая.

Один из мастеров, которому выпала удача работать на съемочной площадке вместе с талантливой актрисой, - кинорежиссер, народный артист Кыргызстана Геннадий Базаров. "Моей дипломной работой был фильм по произведению Чынгыза Айтматова "Материнское поле", - вспоминал он. - Причем предложил мне его снять сам Чынгыз Торекулович. Можете себе представить, что для меня значила экранизация произведения, которое имело такой успех в СССР? Пьесы по нему ставили в известных театрах Советского Союза. И все же Чынгыз Айтматов убедил меня, и я согласился. И вдруг вторая просьба - пусть в главной роли сыграет Бакен Кыдыкеева. К тому времени она уже имела звание народной артистки СССР. Для меня, вчерашнего студента, снимать актрису такого уровня было чем-то из разряда фантастики. Помню, как в первый день пришел на съемочную площадку, слова не мог сказать. От волнения язык не слушался. Бакен Кыдыкеева подошла ко мне, отвела в сторонку и сказала: "Ты не смотри, что мы все тут народные и известные. Ты - режиссер! Говори, что нужно делать, а мы будем тебя слушать".

Не менее яркая работа актрисы - роль старшей жены Жарасбая Кадичи в фильме "Выстрел на перевале Караш", режиссером которого был народный артист СССР Болот Шамшиев. "Съемкам картины словно что-то мешало, - рассказывал он незадолго до смерти в своей беседе с корреспондентом "РГ". - Сначала мое предложение экранизировать произведение Мухтара Ауэзова долго не принимали серьезно. Пришлось ехать в Москву и упорно доказывать свою точку зрения. Когда разрешили снимать, начались сложности уже на самой площадке. А Бакен Кыдыкеева, на тот момент уже известная актриса, была словно из стали. Ее мужество в преодолении трудностей вселяло в нас уверенность, что фильм все же будет закончен".

Кстати

Эже, идем на сцену

В 2023 году исполняется 19 лет, как на сцене Кыргызского государственного театра молодежи и юного зрителя идет спектакль "Судьба и Талант". Эту работы актеры посвятили Бакен Кыдыкеевой. Роль знаменитой актрисы исполняет народная артистка Кыргызстана Насира Мамбетова.

- Когда мне предложили сыграть Бакен-эже, я с радостью согласилась, - рассказала Насира Мамбетова. - Мне говорили, что у меня с ней большое внешнее сходство. По дороге домой все думала о роли и вдруг испугалась. Быть похожей лицом - это одно, но как сыграть душу? Бакен Кыдыкеева - не просто знаменитая актриса. Ее наградил талантом Всевышний. Ведь у нее не было специального образования. Она работала над собой сама и сама сделала себя такую, какую ее знает и любит зритель. Она сдержанная и серьезная и в то же время человек с открытой душой. Дома я долго размышляла над тем, не поторопилась ли, соглашаясь на роль. И вдруг мне показалось, что сама Бакен-эже прошептала: "Не переживай. Все получится". Теперь каждый раз перед началом спектакля я говорю: "Эже, пойдем играть на сцену, нас ждут".

По признанию Насиры Мамбетовой, работа над ролью ей давалась легко. Словно сама Бакен Кыдыкеева подсказывала решения в сложных ситуациях.

Когда верстался номер

Как стало известно "РГ", в этом году заслуженный деятель искусств Кыргызстана Авас Сарымбетов заканчивает работу над книгой, посвященной Бакен Кыдыкеевой.

Досье "РГ"

ТЮРКСОЙ - международная организация тюркской культуры. В нее входят в качестве участников Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Турция, Туркменистан. В статусе наблюдателей - ряд регионов России, Молдовы и Северного Кипра.