Центробанк: Выбор страховки заемщиком должен быть прозрачным и понятным

Заемщик при оформлении кредита имеет право самостоятельно выбрать способ оплаты дополнительной услуги - за счет собственных или кредитных средств: этот выбор должен быть прозрачным, понятным и осознанным для потребителя, считают в Банке России.
Михаил Воскресенский / РИА Новости

По сведениям газеты "Коммерсант", защитники прав потребителей предлагают запретить банкам включать страховки в тело потребкредита без альтернативного пути оплаты, поскольку кредитные организации продолжают их навязывать. Это следует из предложений, направленных в ЦБ.

"Увеличение размера долга за счет дополнительных услуг, безусловно, увеличивает расходы заемщика, поскольку в таком случае проценты начисляются и на стоимость услуги. При выявлении подобных недобросовестных практик регулятор принимает меры поведенческого надзора", - сказали "Российской газете" в пресс-службе ЦБ РФ.

В результате число жалоб заемщиков на навязывание страховых услуг при получении кредита в 2022 году снизилось по сравнению с предыдущим годом, указал регулятор.

По мнению Банка России, заемщик имеет право самостоятельно выбрать способ оплаты дополнительной услуги - за счет собственных или кредитных средств. Этот выбор должен быть прозрачным, понятным и осознанным для потребителя.

Также Банк России напомнил, что в октябре 2022 года направил всем кредиторам и страховым организациям информационное письмо о том, что кредитор не вправе навязывать заемщику услуги конкретной компании для страхования связанных с кредитом или займом рисков.

Регулятор считает такую практику недопустимой и напоминает, что у заемщика есть право застраховать свою жизнь и здоровье отдельно от заключения кредитного договора или договора займа. При этом клиент должен сам выбрать страховщика, который подходит под критерии банка.

Банк России получил письмо с предложениями Международной конфедерации обществ потребителей" (КонфОП) и обязательно их изучит, заключили в ЦБ.