И хотя сегодня нет никаких научных и технологических преград, чтобы клонировать человека, но во всем мире оно находится под строгим запретом. Кстати, категорически против этой технологии выступили католическая и православные церкви.
- Надо отметить, что в клонировании помимо этических проблем есть одна серьезная технологическая, - говорит доктор биологических наук, завлабораторией Института общей генетики РАН Сергей Киселев. - Эффективность этого метода около 1 процента. То есть, чтобы получить клон одного человека, вам надо собрать 100 сурогатных матерей. В реальности вряд ли реализуемо.
Напомним, что при клонировании из яйцеклетки удаляется ее ядро, на его место вставляется ядро соматической (телесной) клетки, содержащее клонируемую ДНК. Затем эта конструкция подсаживается суррогатной матери, и она рождает клона.
- Сегодня все споры и опасения по поводу клонирования позади, его значение более менее определилось, - говорит Сергей Киселев. - Прежде всего, оно работает в животноводстве. Уже получены клоны больше 20 видов - это кошки, собаки, быки, козы и т.д. Лидируют собаки, хозяева которых готовы за большие деньги воспроизвести своих любимцев. Таких примеров около 1500. Аналогичная ситуация с крупным рогатым скотом, где клонирование применяется для сохранения уникальных свойств животных. Например, в США сумели получить клон одного знаменитого быка-производителя, который умер более 100 лет назад. Но сохранился его генетический материал. Из него извлекли клетки и получилась точная генетическая копия.
Еще одна сфера применения клонирования - восстановление исчезающих видов животных. Таких примеров сегодня достаточно много. Самая последняя новость: клонирован черноногий хорек, который считался практически исчезнувшим.
Как известно, энтузиасты пытаются возродить мамонта, но пока без успеха. "Мечта, конечно, красивая, но вряд ли осуществимая, - говорит Киселев. - Для клонирования нужна живая клетка, но ткани животного настолько разрушены, что извлечь ее не удается".
Самое большое влияние, оказанное клонированием, по мнению ученых, проявилось в достижениях в области стволовых клеток. Биолог стволовых клеток Шинья Яманака говорит, что клонирование Долли побудило его начать разработку стволовых клеток, извлеченных из клеток взрослых, и это привело его к Нобелевской премии в 2012 году.