12.01.2023 17:58

Петербургские ученые разработали препарат от болезни Альцгеймера

Сотрудники лаборатории молекулярной нейродегенерации Санкт-Петербургского политехнического университета открыли эффективный метод лечения болезни Альцгеймера.

Как сообщили в вузе, ученые получили соединения, которые прицельно направили на молекулы-мишени, при этом активируя и меняя функцию последних. Это предотвращает нарушение контактов между клетками в головном мозге, а в итоге улучшается память.

Болезнь Альцгеймера начинается с разрушения в контактах между нейронами мозга, пояснила старший научный сотрудник лаборатории, доктор биологических наук Елена Попугаева. Если получится замедлить процесс утраты связей, то удастся и отсрочить наступление заболевания. Именно на это направлен разработанный препарат.

Полученные соединения ученые испытали на животных, у которых были проблемы с памятью. При введении в их организм вещества успешно преодолели гемостатический барьер, достигли мозга и оказали положительное воздействие на клетки. Память к животным возвращалась, отметили в Политехе.

Теперь препарат предстоит проверить на токсичность и мутацию. С помощью специальных тестов исследователи определят, есть ли у него такие побочные эффекты, как задержка дыхания, рост давления, снижение веса, летальность и другие.

После лабораторных опытов начнутся клинические испытания препарата. Статья об этой разработке вышла в международном журнале молекулярных наук.

Болезнь Альцгеймера поражает в основном людей старше 65 лет, но порой не щадит и молодых. Она вызывает потерю памяти. Больной сначала забывает простые вещи - например, где он оставил ключи или мобильный телефон. На более поздних стадиях уже не может вспомнить даже имена и лица близких людей. В итоге человек становится недееспособным, ему требуется круглосуточный уход и дорогое, но малоэффективное лечение. При этом заболеваемость неуклонно растет во всем мире. По прогнозам, к 2050 году болезнь Альцгеймера может быть диагностирована у 140 миллионов человек.

Лаборатория молекулярной нейродегенерации Санкт-Петербургского Политеха изучает эту болезнь с самого своего основания в 2012 году. Вуз создал ее на средства мегагрантов Минобрнауки РФ. С тех пор лаборатория стала одной из самых передовых в своей области.