Чтобы оценить спрос на онлайн-торговлю, достаточно вспомнить ажиотаж перед новогодними праздниками - часть из них даже не успели доставить к сроку. Например, потребители очно выбирали елку в гипермаркете и потом искали подобную на маркетплейсе или оформляли доставку изданий вместо похода в книжный магазин, сэкономив несколько сотен, а то и тысяч рублей. Если какой-то товар не удается найти в рознице, выручают те же виртуальные площадки.
По числу покупок и обороту в непродовольственном ретейле лидируют Ozon и Wildberries. На второй площадке россияне в прошлом году приобрели около двух миллиардов товаров - в два раза больше, чем в 2021-м. Кроме того, существенное влияние оказывает доступность логистических центров ретейлеров, которые могут использовать местные поставщики. Wildberries уже запустила в регионах 40 крупных логоцентров, скоро такой появится и в Екатеринбурге для обслуживания жителей всего Урала.
- По данным аналитиков, в 2022 году на долю маркетплейсов пришлось 65 процентов онлайн-продаж в мире, такая же тенденция в России. Сравнивая два последних года, мы видим, что в общем объеме отечественного рынка доля электронной торговли выросла почти на 10 процентов, - говорят эксперты компании по сопровождению поставщиков на маркетплейсах Market.Profi Владислав Буздалин и Роман Богаев. - Оборот интернет-площадок в УрФО при этом занимает от одного до пяти процентов по стране.
В основном на маркетплейсах заказывают одежду, мебель, электронику и бытовую технику. Так, екатеринбурженка Татьяна Зайцева впервые воспользовалась "Яндекс.Маркетом", чтобы купить в подарок робот-пылесос. Она приобрела его во время "черной пятницы" на 30-40 процентов дешевле, чем в магазине. А после купила шкаф для ванной комнаты, который оказался бюджетным и, главное, качественным.
- Конечно, я беспокоилась о том, в каком состоянии придет товар, но плохие ожидания не оправдались. Тем более, если что-то не устроит, существует механизм возврата, - делится опытом Татьяна. - Искать продукцию на маркетплейсе удобно, но мне важно заранее увидеть ее в магазине, чтобы оценить качество. Плюс это позволяет сопоставить стоимость и характеристики - некоторые вещи в интернете можно взять за полцены.
Ведущий менеджер по маркетинговым коммуникациям онлайн-сервисов "Ленты" Андрей Калинов видит на рынке два тренда: с одной стороны, проникновение цифровых технологий в разные сегменты продаж, с другой - желание потребителей сэкономить на услугах, которые не относятся к первичным потребностям (вроде доставки продуктов). Это значит, что конкуренция за аудиторию будет увеличиваться. При одинаковом ассортименте и качестве сервиса покупатель выберет более доступную по ценам и удобную "витрину".
Благодаря высокому потребительскому спросу интернет-площадки становятся востребованными и среди предпринимателей. В УрФО около сотни жителей вышли на маркетплейсы через Market.Profi: 40 процентов из них - инвесторы, купившие бизнес "под ключ", треть - производители, а другие - продавцы, владельцы магазинов. Отчасти рост числа интернет-поставщиков связан с эмиграцией и возможностью вести онлайн-продажи удаленно, поясняют эксперты компании.
Среди регионов-лидеров в сфере электронной торговли, по данным АКИТ, первое место занимает Москва (на нее приходится девять процентов рынка маркетплейсов), а замыкает пятерку лидеров Свердловская область.
Аналитики утверждают: к 2024 году доля маркетплейсов составит 54 процента e-commerce, но темп их роста замедлится. Во многом на этот рынок влияет международная обстановка: в 2022-м темп оказался ниже рубежа в 50 процентов в год по сравнению с 2019 годом, утверждают аналитики Data Insight.