Поделиться

    Трафик в уральских торговых центрах упал, но покупки стали более осознанными

    По данным Уральской палаты недвижимости (УПН), на конец 2022 года в торговых центрах (ТЦ) Екатеринбурга пустовало 13,4 процента площадей. Это меньше среднероссийских 20-30 процентов, тем не менее прибыль от зарубежных арендаторов сократилась на 50-80 процентов.
    Даже в каникулы покупателей в ТЦ было меньше, чем раньше: слишком много бутиков закрылось.
    Даже в каникулы покупателей в ТЦ было меньше, чем раньше: слишком много бутиков закрылось. / Татьяна Андреева/РГ

    Как сообщает комитет по товарному рынку, сейчас в Екатеринбурге функционируют 104 ТЦ. Обеспеченность торговыми площадями превышает 1600 квадратных метров на 1000 жителей. При этом за последний год в городе не ввели ни одного качественного комплекса, что совершенно нетипично для местного рынка.

    - Он до сих пор испытывает последствия пандемии и влияние роста интернет-торговли (на 38 процентов в деньгах к 2021 году. - Прим. ред.) В частности, планы развития второй очереди отложила МЕГА, мы считаем их условно замороженными. Строится "Золотой", это плюс 186 тысяч квадратных метров, но ввод не в 2023 году, - комментирует ситуацию президент УПН Валерия Козлова.

    Если весной 2022-го еще было непонятно, кто из международных брендов уйдет, а кто останется, то сейчас многие уже приняли решение: примерно 34 процента зарубежных арендаторов прекратили деятельность, еще 28 процентов проводят реструктуризацию и продают бизнес российским партнерам, 37 же держат витрины в режиме "приостановлено". Некоторые управляющие компании ТЦ пошли по пути дробления опустевших больших бутиков, чтобы повысить их ликвидность, и сократили сроки договоров аренды.

    - Раньше арендодатель получал процент от товарооборота конкретной точки, сегодня компании, которые приостановили работу, вносят минимальные платежи. Кому-то удалось договориться, что она будет равна средней по итогам предыдущих лет, кому-то нет, и арендатор погашает только эксплуатационные расходы, - поясняет представитель Российского совета торговых центров по Свердловской области Марина Крупина.

    Сильнее всего 2022 год ударил по крупным ТЦ, тогда как районные показали неплохой уровень заполняемости

    Сильнее всего 2022 год ударил по крупным ТЦ, тогда как районные показали неплохой уровень заполняемости. В ближайшие год-два выбытие арендаторов коснется преимущественно "среднего класса", считают эксперты, тогда как сегмент "эконом" растет, а "люкс" на удивление стабилен - здесь мало международных игроков и площади небольшие.

    Уходящие торговые марки постепенно заменяют товары из Казахстана, Киргизии, Турции. Другие страны, которые присматриваются к России, пока не торопятся: они хотели бы диверсифицировать свои риски, переложить на плечи местных партнеров. Часть импортных брендов возвращается через посредников, однако их ресурсов не хватает, чтобы занять прежние площади. В то же время ряд российских торговых марок довольно амбициозно расширяет магазины, но смогут ли они показывать такую же выручку, как сетевики, станет понятно через полгода-год.

    Если в целом по России потребительский трафик в ТЦ просел на 20-30 процентов, то в Екатеринбурге он даже выше показателей 2021-го. Возможно, причина в уральской погоде, которая загоняет покупателей под крышу. Аналитики зафиксировали несколько всплесков: в апреле, когда население стало приходить в себя после шока, в августе-сентябре (перед началом учебного года) и в ноябре, когда поступили новые коллекции. Вместе с тем многие уральцы перешли в режим осознанного потребления: об этом свидетельствует рост конверсии в покупки, то есть в моллы сейчас приходят за чем-то конкретным, а не провести выходной. Поэтому перед ТРЦ сейчас стоит задача насытить вакантные места услугами, досугом: это улучшит настроение посетителей и, возможно, создаст стимул для последующих покупок. В частности, генератором позитивных эмоций могут стать социальные проекты.

    - Мы много времени и сил тратим на проведение маленьких и больших мероприятий, чтобы наращивать поток посетителей и делать так, чтобы они к нам возвращались. Помимо экспериментального бутика, где представлена продукция местных дизайнеров, с весны у нас открыт бесплатный коворкинг. Не так давно появился центр скалолазания, в каникулы вместе с партнерами организуем детские спортивные секции. Есть еще ряд идей, - делится планами коммерческий директор ТРЦ в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле Павел Изотов.

    Между тем

    В стрит-ретейле тоже произошла заметная ротация арендаторов из-за разрыва цепочек поставок. При этом на рынок коммерческой недвижимости вышло много непрофессиональных инвесторов. Когда ставки по вкладам стали падать, люди начали переводить сбережения в квадратные метры и разогнали цены на небольшие помещения на первых этажах новостроек. Однако после покупки их нужно либо приводить в соответствие самим, либо договариваться с арендаторами. Не все оказались к этому готовы, а квалифицированных брокеров на всех не хватило, поэтому ожидания по окупаемости несколько разошлись с действительностью и ставки аренды просели. На середину декабря в продаже в Екатеринбурге находилось около 200 объектов стрит-ретейла и столько же предлагалось в аренду.

    Поделиться