"Мы живем в эпоху жесткого противостояния цивилизаций, в орбиту которого активно втягивается и христианская церковь, - подчеркнул эксперт. - Вслед за церковным расколом на Украине разгораются новые межцерковные конфликты на постсоветском пространстве, которые являются геополитическими проектами сил, провозгласивших крестовый поход против всего, что связано с русским миром. В их ряду практические шаги светской власти прибалтийских государств, направленные на отделение национальных православных церквей Латвии, Эстонии и Литвы от Русской Православной Церкви (при всем том, что все они являются самостоятельными, самоуправляемыми церквями в составе РПЦ) с переводом их, конечно же, под юрисдикцию Константинополя, а также учреждение на канонической территории Московского Патриархата новых епископатов других Поместных Церквей, в частности Румынской в Молдавии и Приднестровье. Без комментариев здесь мы оставим предложение главы МИДа Эстонии Брюсселю включить в санкционный список Святейшего Патриарха Кирилла, запрет на въезд Его Святейшества на территорию балтийских стран".
По мнению Вячеслава Остапчука, нельзя не видеть за открытым вмешательством государства в дела православных церквей прибалтийских стран интересы затеявших эту компанию людей: прикрываясь сугубо национальными интересами они в геополитических изменениях преследуют возможность перераспределения активов путем отъема собственности у РПЦ. "Повлиять на ситуацию, складывающуюся в церковном мире постсоветского пространства, - сохранить приходы и защитить духовенство от гонений - у России практически нет никаких возможностей, - заявил он. - Многое зависит здесь от решимости верующих данных стран свидетельствовать о своей верности Матери-Церкви, используя в этом противоборстве с безбожной властью легитимные средства, понимая, что для каждого это может явиться личной Голгофой".
Председатель Центрального совета ООД "Россия Православная" указал, что намерением легализовать еще один раскол в православном мире следует охарактеризовать очередную экспансию Фанара против православного славянства на канонической территории братской нам Сербской Православной Церкви. "Речь идет о попытке вмешательства Константинополя во внутренние дела СПЦ на территории Республики Северная Македония, автономная Православная Церковь которой своевольно отделилась от Сербской Матери-Церкви еще в 60-х годах прошлого века в "титовской" Югославии, - напомнил он. - Но, по милости Божией, последовавшее, как в случае с Украиной, признание Константинополем в 2022 году Македонской Православной Церкви, не усугубило раскол, а привело к тому, что македонцы отказались от своего раскольнического статуса и согласились вернуться в лоно Сербской Православной Церкви на правах автономии, восстановив с ней полное литургическое и каноническое общение. Причем, более чем полувековой раскол был уврачеван одновременно и вопреки, и благодаря антиканоническим действиям Фанара".
Вячеслав Остапчук предупредил, что "напряженной характеризуется и ситуация, сложившаяся в жизни православных церквей Черногории и Хорватии, верующий народ которых с решимостью, достойной подражания, отстаивает на своих территориях каноническое единственно с Сербской Православной Церковью вопреки давлению политически мотивированных элит, желающих разорвать это единство путем создания религиозных структур с автокефальным статусом, раскалывая православный мир по украинской модели, не гнушаясь при этом церковным рейдерством и арестами по сфабрикованным предлогам архипастырей и священнослужителей". "Для нас происходящее выходит за рамки национальных границ, затрагивая вопросы единства православного мира, - констатировал он. - Сегодняшние же действия Константинопольского Патриархата на территории этих стран, поддерживающего националистические устремления власти, выглядят уже не только антиправославными, но и откровенно антихристианскими".