Эксперты проанализировали данные о ликвидациях и регистрациях организаций общепита за последние три года - с 1 января 2020 года по 1 января 2023 года. В январе 2020 года, число организаций общепита было на 5,48 тыс. (2,95%) больше - 185,98 тыс. Но затем грянул ковид: основной спад произошел с ноября 2020 по март 2021 года - за этот период число организаций уменьшилось на 8%. А уже с марта 2021 года наблюдается медленное восстановление. И в прошлом году этот поступательный рост продолжился. В скором времени можно ожидать восстановление до доковидного уровня, прогнозируют эксперты.
Положительную динамику подтверждают и данные о продажах. Максимальную выручку заведения общепита получили в августе, на 38% больше по сравнению с январем 2022 года. Количество чеков выросло на 35%.
За три года зарегистрировалось 108,8 тыс. организаций, а ликвидировалось почти 114,6 тыс.
"На первый взгляд кажется, что рынок общепита обновился больше, чем наполовину. Однако это не та отрасль, для которой характерна текучка. Большое количество открытий и закрытий связано с тем, что заведения меняют концепцию, кухню и даже локацию. Например, кафе переформатировалось в бар: на юридическом уровне это означает ликвидацию одной организации и запуск другой, при том, что команда поваров и официантов может остаться той же", - поясняет эксперт Контур.Маркета для автоматизации общепита Жанна Шебаршова.
Пик закрытий заведений пришелся на декабрь 2020 года (8 642 организации). Что было связано с карантинными ограничениями во время пандемии. Но с тех пор тренд по закрытиям нисходящий. А пик регистраций (4642) случился в апреле 2021 года, когда началось постепенное восстановление отрасли.
Топ-5 регионов по числу организаций общепита возглавляет Москва (21,08 тыс.), за ней следуют Санкт-Петербург (10,879 тыс.), Московская область (10,842 тыс.), Краснодарский край (10,766 тыс.) и Свердловская область (5,052 тыс.). При этом, если в столицах число заведений сократилось (в Москве - на 5,5%, а в Санкт-Петербурге - на 5,3%), в Московской и Ленинградской областях наблюдается рост (на 3,4% и 7,7% соответственно).
"Ощущение, что в крупных городах рынок перенасытился, более активный рост происходит в отдаленных регионах России", - считает Шебаршова.