Первая крупная авиакатастрофа 2023 года: в Непале разбился пассажирский самолет, на борту которого находились 72 человека. По предварительным данным, на месте крушения найдены выжившие.
Какие места на борту самолета наиболее безопасные? И вообще, есть ли такие? Этот вопрос, в частности, изучал американец Дэниел Джонсон, издавший в 1984 году "Советы авиапассажирам". По его статистике, 66,8 % спасшихся пассажиров сидели в "хвосте" самолета, 28,5 % - в носовой части, 4,7 % - в средней.
Еще в одном из открытых источников приводятся данные, опирающиеся на отчеты специалистов по безопасности на транспорте в США. Судя по ним, салон пассажирского самолета можно разделить на три условных зоны. В красной зоне (первые шесть рядов) - выживают 47 % пассажиров, в желтой (середина салона) - 56 %, а в зеленой (последние шесть рядов) - 69 %.
А вот британские ученые в свое время провели масштабное исследование: опросили около двух тысяч пассажиров, которые спаслись во время крушения самолета и начавшегося уже на земле пожара. Анализ показал: в огне удалось выжить тем, кто сидел у прохода и не дальше пяти рядов от аварийного выхода.
- Исследователи установили, что при возникновении пожара на самолете у авиапассажиров есть лишь около 90 секунд, чтобы спастись, - говорит генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. - После этого в баках взрывается топливо. Не все пассажиры об этом знают. У многих из них в ручной клади на полках находятся важные документы, паспорта, деньги, кредитные карты, телефоны, жизненно необходимые лекарства. И в критической ситуации, они, пытаясь спасти все это, упускают драгоценные секунды и погибают. Более того, зачастую блокируются аварийные выходы и создается угроза жизни другим пассажирам. Этого бы не происходило, если бы у каждого был надеваемый на шею герметичный пластиковый пакет, куда можно поместить самое необходимое. Такие приспособления, которые не горят и не пропускают воду, существуют.
К сожалению, лишь небольшое число авиакомпаний в предполетной информации сообщает о том, что в аварийной ситуации по надувным трапам самолет следует покидать без багажа и ручной клади. В некоторых государствах установлены даже штрафы нарушителей таких правил, а кое-где - вплоть до уголовной ответственности.
Авиаэксперты убеждены: какое место в самолете самое безопасное - нет такой рекомендации. В 1977 году два "Боинга-747" столкнулись на ВПП в аэропорту города Лос-Родеос на Канарских островах. Тогда погибли 583 человека. Это самая крупная авиакатастрофа в истории. Так вот там были те, кто ничего не делал для спасения. И были те, кто хватался за жизнь и руками, и ногами. Последние остались жить.