15.01.2023 20:04
    Поделиться

    Авиакомпании "Победа" предписали изменить правила для ручной клади

    Авиакомпания "Победа" должна будет изменить свои правила провоза ручной клади, так как они нарушают федеральное законодательство и ущемляют права пассажиров. Точку в продолжительном споре поставил Верховный суд. Теперь калибраторы "Победы" должны измениться, считают эксперты.
    Авиакомпания "Победа" потеряет часть доходов, но калибраторы для ручной клади ей придется изменить.
    Авиакомпания "Победа" потеряет часть доходов, но калибраторы для ручной клади ей придется изменить. / РИА Новости

    Верховный суд в своем определении от 12 января 2023 года отказал перевозчику в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда. Авиакомпания добивалась пересмотра решения судов, которые, как указано в определении, исходили из того, что установление авиакомпанией максимальных суммарных габаритов ручной клади "ограничивает право пассажира на провоз багажа без взимания дополнительной платы, а установленные авиакомпанией правила нарушают требования законодательства, содержат двойные стандарты на перевозку ручной клади". Таким образом, принятые решения в отношении действий авиакомпании оставят в силе.

    В кол-центре авиакомпании пассажирам предоставить новую информацию пока не могут и ссылаются на действующие правила. Как указано на сайте авиакомпании, размер всех предметов ручной клади, включая приобретенные в аэропорту напитки и еду, не должен превышать размеры 36х30х27. При этом ни по количеству вещей, ни по их весу ограничений нет. На запрос "РГ" в авиакомпании на момент подписания номера не ответили. Ранее перевозчик направлял сообщение в СМИ о намерении уточнить нормы провоза багажа в ближайшее время. Кроме того, в салон самолета можно взять с собой ноутбук или планшет в мягком чехле, зонт-трость и букет цветов.

    При этом по Федеральным авиационным правилам в редакции от 15 сентября 2020 года установлена возможность для авиакомпаний применять собственные правила по размеру багажа, но указано, что "норма бесплатного провоза ручной клади, установленная перевозчиком, не может быть менее пяти килограммов на одного пассажира". При этом пассажир в качестве ручной клади сверх нормы без взимания дополнительной платы может взять в салон дамскую сумку или портфель, верхнюю одежду, костюм в портпледе, устройство для переноса ребенка и некоторые другие вещи, в том числе приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту. То есть правила авиакомпании федеральному законодательству противоречат.

    Правила по бесплатному провозу ручной клади минтранс ввел в 2017 году. Как рассказывает участник обсуждений председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, авиакомпании хотели продавить решение, чтобы все дополнительные предметы были за дополнительную плату. "Нам удалось добиться, чтобы часть предметов была бесплатной, но это было сложно", - замечает он.

    Правда, с тех пор у "Победы" систематически начали возникать конфликты с пассажирами, которых заставляли доплачивать за дополнительные предметы. Перевозчик отменил ограничение на вес ручной клади. А в 2018 году компания сама инициировала судебное разбирательство с требованием отменить правила о бесплатном провозе сверхнормативной ручной клади. Но суд иск отклонил. Авиакомпания отменять свои нормы тоже не стала, но добавила еще одно место для клади весом до 10 кг с габаритами 36х30х4 см и некоторые вещи из перечня федеральных правил.

    Однако такой ход не сработал. В 2019 году по итогам внеплановой проверки "Победы" по жалобам пассажиров Ространснадзор выдал предписание перевозчику изменить правила провоза ручной клади. Изменений не последовало и в этот раз. Но перевозчик подал кассационную жалобу на вынесенное предписание. Судебные разбирательства завершились определением Верхового суда.

    Дискуссия шла не только о составе бесплатной ручной клади. В Федеральных авиационных правилах установлены ограничения по ручной клади с точки зрения веса. Авиакомпания должна позволять пассажиру провозить ручную кладь весом не менее пяти килограмм, поясняет Зотов. Но на сайте авиакомпании вообще не указан допустимый вес ручной клади, есть только габариты по сумме измерений. Когда не разрешают перевозить базовый вес, важно также уточнить норму по провозу вещей, которые есть дополнительно. Часто авиакомпания трактовала мужскую сумку как единую ручную кладь. Хотя у других авиакомпаний условный рюкзак считается ручной кладью, а сумка - это уже дополнительный предмет для бесплатного провоза, поясняет эксперт.

    Важен не только этот случай, бизнес-модель лоукостера в целом предполагает необходимость зарабатывать на всех дополнительных услугах

    На дополнительных платежах авиакомпания зарабатывала существенные деньги, считает Зотов.

    Сам по себе этот конкретный случай для компании не критичен. Но речь идет в целом о бизнес-модели лоукостера, в которой важно зарабатывать на всех услугах, кроме собственно перевозки - отмечает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Если по каким-то причинам какая-то позиция уходит, снижается доход, поясняет он.

    Но сразу повышать тарифы чтобы компенсировать выпавшие доходы компания не станет, так как это влияет на спрос. Однако в перспективе, конечно, для покрытия издержек, тарифы будут повышаться, отмечают эксперты.

    Что касается защиты прав пассажиров, то так же целесообразно было бы отказаться от ограничений веса ручной клади, так как в отличие от габаритов рюкзаков и портфелей, он не влияет сколь либо значимо на издержки перевозчиков - замечает Борисов.

    Кстати, за рубежом для провоза ручной клади действуют самые различные правила, единого подхода к регулированию нет. Но в целом там законодательство стоит на стороне авиакомпаний, так как существует сильное лобби, замечают эксперты.

    В России в целом сейчас действуют семь различных параметров провоза ручной клади, так как законодательство допускает возможность авиакомпаниям самим устанавливать требования. Но они не должны противоречить федеральному законодательству.

    Вероятно, авиакомпания "Победа" потеряет некоторую сумму за счет расширения перечня вещей, которые можно будет без дополнительной платы провозить в ручной клади. Но калибраторы ей придется изменить, считают эксперты.

    Поделиться