Но авторы исследования копнули глубже. Они оценили, насколько то или иное научное открытие было революционным, насколько изменило научную или инженерную среду, превратилось ли оно в прорывные инновации. Под этим углом зрения были проанализированы свыше 45 млн научных статей и 3,9 млн патентов, опубликованных в США и других западных странах за последние 60 лет. Результат поразил самих авторов. Наука оказалась бедна на открытие принципиально новых путей развития, какими были достижения в области генетики (открытие двойной спирали ДНК), квантовой физики, атомного ядра, лазеров и т.д. Наибольшее падение эффективности произошло в физических и социальных науках, фармацевтике и биомедицинских технологиях. И самое показательное, что число публикаций в этих областях заметно выросло.
Как такое возможно? Отметим, что о тревожной ситуации в науке уже несколько лет говорят многие авторитетные ученые, в том числе и Нобелевские лауреаты. А конкретно - в науке сбились ориентиры. По большому счету, сегодня цель ученого - публикация в престижном журнале. Чем их больше, тем больше шансов получить грант на дальнейшие исследования. Существует целая система приемов, которые позволяют плодить число статей, а самое главное ссылок на них. И, предъявляя эти цифры, выбивать многомиллионные гранты.
Но, как показывает история науки, к революционным прорывам это имеет мало отношения. Как правило, они происходят не там, где каким то первооткрывателем уже найдены золотые жилы, и куда вслед за ним, увидев перспективу, ринулись сотни институтов и лабораторий. Выдающиеся открытия любят тишину, где еще нет множества публикаций, цитирований и больших грантов. Где каждый шаг - путь в неизвестность. А отрицательный результат намного вероятней, чем положительный.
Готова ли мировая наука услышать мнение тех, кто считает, что она стала работать неэффективно? Что, фактически, топчется на месте? Перемалывая и усовершенствуя то, что уже было открыто? Мировому сообществу потребуется принимать серьезные решения.