15.01.2023 22:17
    Поделиться

    Метро и МЦК станут доступнее для слабовидящих

    По данным Всероссийского общества слепых, в Москве проживает более 10 тысяч взрослых слепых и слабовидящих. Среди них много молодежи, которая регулярно ездит на работу, ведет активный образ жизни. Однако, чтобы добраться до нужного места, они строят маршруты в основном по земле, спускаясь в подземку лишь в крайнем случае: только с собакой-поводырем или сопровождающим.

    Как рассказал заммэра Москвы Максим Ликсутов, на 281 станции Московского центрального кольца и метрополитена внедрят систему аудионавигации. Она включает установку более тысячи маячков, помогающих сориентироваться слабовидящим. Как правило, эти маячки устанавливают над входом в метро и в вестибюлях. Те, кто задерживался возле входа на станции метро, например, "Юго-Западная", "Полежаевская", "Речной вокзал", "Октябрьское Поле", замечали, вероятно, что там то и дело с небольшой периодичностью раздается своеобразный электронный звук. Он привлекает внимание, однако неназойлив и другим пешеходам не мешает. Это и есть сигналы маячков. Чуть позднее к ним прибавится навигатор с картами метрополитена и МЦК. Принцип действия у него такой же, как и у обычного навигатора - он строит оптимальный по времени и количеству препятствий маршрут. При этом устанавливает местоположение незрячего пассажира по bluetooth-маякам. Команды его звучат так, например: "Вперед пройти 100 метров, затем повернуть направо, рядом эскалаторы вверх".

    Еще одна новинка - разрабатываемые сейчас тифломаршруты движения. Это уже аудиофайлы, воспользоваться которыми можно и офлайн, заранее скачав нужный для пути следования. Они помогают ориентироваться в пространстве. Как рассказала "РГ" ведущий специалист Московской организации Всероссийского общества слепых Любовь Шурыгина, первые аудиофайлы протестировали в конце прошлого года на станциях метро "Проспект Мира" и "Севастопольская". Из плюсов тестировщики отметили то, что маршруты настроены по блокам, каждый доводит до определенного места, например, от входа до турникетов, затем до эскалатора, потом ориентировка на платформе. При необходимости запись можно остановить или вернуться к началу трека. А вот из минусов незрячим показалось чрезмерное обилие ненужной информации, например, описание билетной кассы. В итоговой версии, возможно, помимо аудиофайлов, будет текстовой формат, а внимание уделят все же основным точкам на маршруте. Будут ли дополнять друг друга навигационная система и тифломаршруты, пока не известно. Однако оба приложения, как ожидается, будут доступны на сайте метрополитена и в приложении "В метро".

    Как рассказали в пресс-службе департамента транспорта, до конца года все колонны экстренного вызова оборудуют шрифтом Брайля, которые пока не приспособлены для пользования слабовидящего пассажира. Проложат к ним и тактильные указатели. Для безопасности слабовидящих пассажиров уже в первой половине 2023 года все рамки металлодетекторов, установленные на входах в метро, будут оклеены контрастной пленкой. Несмотря на планируемые большие нововведения, в столичной подземке продолжит работать Центр обеспечения мобильности. За 10 лет его услугами воспользовались более 1,15 миллиона человек с учетом сопровождения групп.

    Поделиться