И это опять тот случай, когда приходится говорить, что уходит эпоха - на этот раз эпоха, когда в мировом кино царили красивейшие женщины планеты. Джина Лоллобриджида была истинной королевой красоты - ослепительной, оригинальной, воздушной и при этом абсолютно земной. царицу Савскую в фильме Кинга Видора; наряду с Мэрилин Монро, Бриджит Бардо и Софией Лорен ее считали секс-символом экранов.
Красота эта счастливо сочеталась со многими и разными талантами - от актерского до изобразительного. Она увлекалась фотографией, снимала известнейших персон от Сальвадора Дали и Эллы Фицджеральд до Генри Киссинджера и Фиделя Кастро (ей даже удалось взять у него большое интервью), а ее альбом "Моя Италия" удостоен многих престижных наград. В юности рисовала шаржи на улицах, работала моделью и участвовала в конкурсах красоты. В 18 лет дебютировала на сцене в комедии "Сантареллина" самого маленького театра мира - Театро делла Конкордиа в Перуджии. Мечтала стать скульптором и в дальнейшем изваяла несколько творений, одно даже стало моделью для приза кинофестиваля "Балтийская жемчужина". Училась вокалу и надеялась однажды выйти на оперную сцену.
Кино не могло пройти мимо такого феноменального явления, а она не могла пройти мимо популярнейшего из искусств. И сразу явила миру еще одно свое качество - органически присущую ей музыкальность. Ее красота существовала в абсолютной гармонии с мелодиями Доницетти и Леонкавалло, и она снималась в кинооперах "Лючия ди Ламмермур", "Паяцы" (в роли Недды), в фильме "Без ума от оперы" с знаменитым Тито Гобби, в эпизоде байопика "Молодой Карузо" с гениальным Марио Ланца, а в мелодраме "Самая красивая женщина в мире" играла оперную диву Лину Кавальери и сама пела из "Тоски" Пуччини. За эту роль она удостоилась своей первой большой награды - премии Давида ди Донателло.
Но славу ей принесла роль неотразимой Аделины в романтической комедии с Жераром Филипом "Фанфан-Тюльпан". В этой картине ее впервые увидели и в СССР, и зрители ее сразу полюбили, вписав в один ряд со столь же ослепительно прекрасными итальянками Сильваной Пампанини и Софией Лорен. Так в нашей наглухо запаянной стране и представляли себе Италию - как страну Везувия, спагетти и самых красивых актрис мирового кино.
Ее карьера в кинематографе во многом определялась счастливым устройством ее внешности. Что часто педалировалось уже в названиях фильмов - "Красота Ипполиты" или "Ночные красавицы", к примеру. Из-за этой красоты ломались копья в сюжетах, гремели раскаты ревности, скрещивались шпаги. Последовали "Хлеб, любовь и фантазия" - "народная комедия" Луиджи Коменчини и ее сиквел "Хлеб, любовь и ревность", после которой эстафету роли подхватила другая королева красоты София Лорен в фильме "Хлеб, любовь и…" Дино Ризи. Лоллобриджида за эту роль получила Национальную премию кинокритики и была номинирована на премию BAFTA. Но перечислять все ёее бесчисленные награды не стану - Википедия вам в помощь.
Говорить о Лоллобриджиде вне ее красоты невозможно, но эта красота самым счастливым образом соединялась с актерским талантом. Легкий, динамичный, озорной и лиричный, он свободно вписывался в любую эпоху хоть плаща и шпаги, хоть автомобильных клаксонов. Мимо нее, конечно, не мог пройти и Голливуд, тоже вовсю эксплуатируя ее физические данные. В драме "Трапеция" с Тони Кертисом она играла акробатку, в которую влюблен герой, и тоже сама, без дублерш, выполняла на манеже довольно сложные трюки. Среди ее партнеров первые мировые звезды от Шона Коннери и Алека Гиннесса до Жан-Луи Трентиньяна и Витторио Гассмана, Ива Монтана и Фрэнка Синатры, Жан-Поля Бельмондо и Энтони Куинна - с ним она встретилась в фильме "Собор Парижской богоматери", где он был Квазимодо, а она играла цыганку Эсмеральду. Ее пригласил Федерико Феллини на одну ролей "Сладкой жизни", но не случилось: муж актрисы потерял присланный ей сценарий. О чем Лоллобриджида впоследствии очень жалела.
Она не раз приезжала в Москву на Международный кинофестиваль, в 1973-м была там членом жюри и приняла приз "За вклад в киноискусство". На этом фестивале произошла комичная история с ее абсолютно эксклюзивном вечерним туалетом, заказанным у известного кутюрье: когда она в броском платье в веселый горошек фарфоровой статуэткой явилась на фестивальный прием, перед ней предстала ее вечная конкурентка София Лорен в точно таком же эксклюзивном туалете. "Привет, сестренка", - улыбнулась она Джине после первого шока, и можно представить, что потом выслушал тот кутюрье от обеих звезд, когда они вернулись домой.
Кинокарьера Джины Лоллобриджиды стала сворачиваться рано - значительно раньше, чем стала увядать ее легендарная красота. В какой мере связаны эти два процесса, знала только актриса, оставшаяся в нашей памяти ослепительно молодой. Но она стала редко сниматься и плотно занялась фотографией, кинодокументалистикой, скульптурой, хлопотами по своему воспетому прессой саду с невиданной коллекцией живущих там птиц.
А мы снова и снова будем пересматривать любимые приключения Фанфана-Тюльпана с вечно молодыми Жераром Филипом и Джиной Лоллобриджидой, переживающими такие яркие, бурные, наивно романтические страсти, какие сегодняшнему миру кажутся прекрасной, но несбыточной грезой.
До последнего времени Лоллобриджида жила на своей знаменитой вилле на Аппиевой дороге в Риме. В сентябре прошлого года она сломала ногу, упав у себя дома. Поскольку актриса успешно перенесла операцию, ее состояние не вызывало опасений у врачей. Впервые Лоллобриджида появилась на экране в 1946 году.
Однако жизнь Лоло (так ласково ее называли итальянцы) одним лишь кино не ограничивалась. Джина была многогранным творческим человеком. В 1945-м она перебралась из Субиако (область Лацио) в Рим, где окончила художественную школу, а затем поступила в Академию изящных искусств. А уже в 1990-е Лоллобриджида увлеклась ваянием скульптур из бронзы и мрамора. Ее произведения выставлялись на главной площади города Пьетрасанты, знаменитого творческого центра Италии, а в 2003 году украсили собой залы Пушкинского музея. Еще одной страстью жизни была фотография. Ее фотоальбом "Моя Италия" стал своеобразной энциклопедией итальянской жизни.
Нива Миракян, "Российская газета", Рим