Андрей Максимов: Ребенок имеет право на полную, насыщенную жизнь, в которой его уважают

Во время отдыха мысль твоя спокойно кружит, оторванная от ежедневной суеты и дел. Куда ей, мысли, захочется, к такому берегу и пристает. Моя-то все к педагогике клонится: уж больно меня эта проблема волнует.

И вот о чем я думаю. В любой науке есть открытия. Любой практик, занимающийся этой наукой, обязан сии открытия знать, правда? Вывод банальный, то есть абсолютно верный. Есть только одна наука, открытия в которой практиков не интересуют вовсе. Это наука называется педагогика.

Вот, например, основатель русской научной педагогики - основатель!!!! - Константин Дмитриевич Ушинский пишет: "Задача уроков на дом и вследствие того возложение почти всего труда учения на одних учащихся есть одно из наибольших зол, одолевающих наши русские училища. - И дальше: - Все учение должно совершаться в классе не только при учителе, но вместе с учителем, без всяких домашних уроков и задач".

Необходимо распознать в человеке талант и именно его воспитывать

В отечественной педагогике большего авторитета, чем Ушинский, не сыскать. И что? Кто его слушает? Никто... Потому что то, что во всех науках считается открытием, в педагогике - не более, чем мнение. Почему так повелось, не знаю...

Когда Фрейд впервые громогласно и подробно заговорил о подсознании, - все признали это за огромное открытие в психологии. Когда Ушинский говорит о том, что домашнее задание приносит вред, потому что всякое обучение без педагога - вредно, - это за открытие не считается отчего-то.

Почему такое пренебрежение к тому, что делают педагоги, я понять не могу. Но оно, безусловно, существует.

Буквально в ближайшие дни в знаменитой серии "Жизнь замечательных людей" должна выйти моя биография великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. У многих учителей-практиков я спрашивал: "Кто такой Песталоцци?" Все радостно отвечали: "Великий педагог!" "В чем состоит его открытие?" - интересовался я. Все мрачно молчали. Хотя таких открытий несколько, и гении педагоги, такие, как Януш Корчак, Мария Монтессори, в своей деятельности использовали их. Но современные учителя про сии открытия не ведают.

Учителю не знать, что такое "Метод природосоответствия" Песталоцци - это примерно то же самое, что педагогу не ведать, что такое подсознание. Однако не ведают и учат.

Метод природосоответствия Песталоцци может очень пригодиться родителям, бабушкам и дедушкам. В чем же его суть?

Песталоцци считал: любой педагог - школьный или родитель - должен сначала изучить своего ученика, понять - какие устремления, таланты заложены в нем с рождения, а уж потом учить, то есть развивать то, что природой заложено. Нельзя всех обучать всему. Необходимо распознать в человеке талант и именно его воспитывать.

В школах Песталоцци обучалось много беспризорников, как сейчас бы сказали, - трудных детей. Благодаря методу, за несколько месяцев они превращались с совершенно иных, нормальных ребят. Другими словами: открытие Песталоцци на практике доказало, что оно работает.

И что? Это открытие не только не используется, но о нем просто не знают. Ни учителя, ни родители. И это только одно - хотя и главное - из открытий Песталоцци. Есть еще. Практически необходимые, нужные и...забытые.

Все знают, что Януш Корчак - великий педагог, который вместе со своими воспитанниками пошел в немецкую газовую камеру и погиб в концлагере. Хотя ему и предлагали свободу.

Это, без сомнения, великий подвиг. Но что он делал до этого как педагог? Януш Корчак открыл, развил и, если угодно, - доказал этические принципы взаимоотношений родителей и детей, учителей и учеников.

Корчак считал, что педагогика - это не наука о детях, а наука - о людях. Дети - это люди. И, соответственно, с ними надо общаться, как с людьми, то есть на равных.

"Не надо путать хорошего ребенка и послушного ребенка!" - призывал великий педагог Корчак. В словосочетании "послушный взрослый" нет никакой положительной коннотации, почему же нам так нравится: "послушный ребенок"? Мы не понимаем, что послушный ребенок вырастает в послушного взрослого? И что хорошего? Корчак настаивал, что общение детей и взрослых - это процесс взаимного обучения. Взаимного, понимаете? Чему-то мы учим детей, чему-то мы у них учимся.

Ребенок имеет право на полную, насыщенную жизнь, в которой его уважают

Кстати, первое право, которое, был уверен Корчак, должно быть у детей: право на смерть. Этот вывод настолько парадоксален, что его, конечно, можно трактовать по-разному. Одна из трактовок: дай Бог, конечно, любому ребенку прожить как можно дольше, но тем не менее он может умереть в любой момент, а, значит, имеет право прожить каждый день как последний. Не верно общаться с детьми с прицелом на будущее: мол, мы сегодня научим тебя тому-то и тому-то, чтобы в будущем это помогло тебе жить. Как и взрослый, ребенок живет здесь и сейчас. И поэтому имеет право на полную, насыщенную жизнь, в которой его уважают.

А теперь представьте, как выглядела бы наша жизнь, если бы великие педагоги были услышаны? Если бы детям перестали задавать домашние задания; если бы сначала учеников изучали и находили тот талант, который следует развивать, а уж потом бросались бы обучать; если бы к детям относились, как к людям - с тем же уважением и пониманием, что у них можно много чему научиться...

Мы совсем иначе образовывали бы наших детей и в результате жили бы совсем в ином мире.

Это я только про три открытия рассказал. Их больше, гораздо больше.

Не слышим. Не видим. Не замечаем. Не используем.