Что нового есть в сериале The Last of Us, и стоит ли его смотреть тем, кто проходил игру
В этом тексте разберем без спойлеров, что за блюдо приготовил зрителям творческий дуэт Нила Дракманна и Крэйга Мазина.
Начинается шоу очень правильно - титрами в духе "Настоящего детектива", которые уже можно считать фирменным почерком HBO, под аккомпанемент музыкальной темы из оригинальной игры - геймеров такое однозначно настроит на нужный лад для просмотра.
А дальше раскрывается первая и, пожалуй, главная проблема всех адаптаций - степень дотошности следования оригинальному материалу. То есть условно экранизации делятся на две категории - проиллюстрируем их соответствующими примерами.
К первой можно отнести "Дюну" Дени Вильнева с практически побуквенным переносом повествования из книги, в результате чего возникает вопрос - насколько интересно наблюдать визуализацию того, что уже читал в романе. Вторая - это сериал "Пацаны", снимаемый максимально далеко от текста первоисточника, отчего конечный потребитель только выигрывает - у него, почти как у Кота Матроскина - и интересный комикс, и захватывающее шоу, объединенные только общей концепцией и персонажами.
И экранизация The Last of Us, судя по первой серии, гораздо ближе к вильневской "Дюне", нежели к "Пацанам". Поэтому становится осязаемым вопрос, которым я задавался на протяжении всей промо-кампании проекта: как они собираются это продавать той многочисленной аудитории, которая знакома с оригинальной игрой?
Я, в частности, прошел The Last of Us на PlayStation 3 в 2013 году, после чего в своем познании настолько преисполнился, что на протяжении следующих 10 лет запускал по разу ремастер (2014) и ремейк (2022) и проводил в них несколько часов, после чего забрасывал.
И сейчас мне снова - уже в четвертый раз - рассказывают одну и ту же историю - пусть и замечательную по своей форме и содержанию. Но вот в прологе на экране разыгрывается драматический момент, который полностью определит весь дальнейший характер одного из главных героев, но меня это больше совсем не трогает - я уже "выпереживал" все в предыдущие три раза.
Что же нового по сравнению с игрой предложили авторы? Если навскидку, то белого Джоэла сделали латиноамериканским Педро Паскалем, его белую дочку - девочкой-мулаткой, а группировку "Цикад" стали возглавлять две чернокожие женщины, одна из которых прямым текстом декларирует о ведении "войны против военной диктатуры за восстановление демократии и свободы".
Еще, как и обещали, в сериале изменили способ распространения вируса - при следовании канону игры актерам нужно было бы много времени в кадре проводить в защитных масках. И можно только представить, как верещал Педро Паскаль от предложения играть в противогазе после съемок в трех сезонах "Мандалорца".
Вряд ли эти немногочисленные отличия как-то кардинально повлияют на сюжет.
Со вступлением в сериале, на мой взгляд, очень затянули - в игре открывающая сцена была шокирующей в том числе за счет своей стремительности - игрок не успевал понимать, что происходит в условиях внезапно разворачивающегося зомби-апокалипсиса, а в сериале столь длинный хронометраж делает эпизод похожим на помотивчик по "Ходячим мертвецам". Как будто в следующей сцене запросто могут показать шерифа, просыпающегося на койке в заброшенной больнице.
Также есть некоторые эпизоды покадрово повторяющие геймплей, но такие тропы - это уже классика и признак, с позволения сказать, хорошего тона в жанре еще со времен экранизации второй части Resident Evil.
Актеры в свою очередь играют классно - Педро Паскаль максимально грустный и в нужном ключе унылый, а Белла Рамзи создает образ, разительно отличающийся от прославившей ее роли Лианны Мормонт из "Игры престолов".
В техническом плане проекту трудно предъявить какие-то претензии. Визуально все выглядит, что называется, "дорого-богато" и вполне соотносится с беспрецедентными бюджетами.
Картинка во многом получилась настолько живой благодаря великолепной операторской работе россиянки Ксении Середы.
Нельзя в этом плане не упомянуть и о другом нашем соотечественнике - Кантемир Балагов на этапе производства значился режиссером первой серии и даже радостно рапортовал в социальных сетях о том, что успешно выполнил свою часть работы над сериалом.
Через некоторое время в Сети появились сообщения противоположного толка, в результате чего имя Балагова в титрах отсутствует, а вместо него постановщиком пилота прописан Крэйг Мазин.
История получилась максимально мутной, и со стороны - при беглом рассмотрении - кажется, будто шоураннеры просто не захотели, чтобы The Last of Us ни в каком виде не ассоциировался с режиссером с "токсичным" российским паспортом.
Что по итогу можно сказать после просмотра первой части экранизации The Last of Us. Определенно ее ждут успех, награды на престижных мероприятиях и неизбежные продолжения. Может быть, даже повторится судьба "Песни льда и пламени", когда книги еще не были дописаны Джорджем Мартином, а сериал надо было как-то закруглять. Условный третий сезон The Last of Us все равно будет проще и быстрее снять, чем выпустить полноценный триквел видеоигры.
Я же, в свою очередь, выхода новых серий особо ждать не буду. Мои худшие опасения насчет вторичности сериала по сравнению с оригиналом подтвердились. Поэтому не вижу смысла в очередной раз наблюдать за уже известными событиями. Благодаря интерактивным возможностям формата видеоигр я был их участником, а теперь мне отводят роль только зрителя.
Со стороны может показаться, что это очевидная точка зрения приверженца тезиса "Книга лучше". И на это мне ответить нечем, разве только заметить, что сейчас диск с первой The Last of Us можно найти на различных онлайн-площадках частных объявлений по цене от 400 рублей. Попробуйте сначала оригинал.
Если же, в силу каких-то собственных убеждений, видеоигры вам претят, то сериал вполне можно рекомендовать к просмотру. Учитывая величие первоисточника, дальше будет интересней.