Официально китайский Новый год празднуется с 20 по 30 января, но фактически многие фабрики не работают уже с прошлой недели, а начнут работать с 5-10 февраля, говорит коммерческий директор АСЕХ Артем Багдасарян.
Сроки авиаперевозок грузов из Китая составляют от 3 до 15 дней в зависимости от выбора маршрута, по железной дороге - 18-25 дней, морем - от 35 дней, а автотранспортом - от 20 до 40 дней, рассказывает Багдасарян. Официально антиковидные ограничения сняты, но сроки поставок не войдут в норму из-за увеличения объемов перевозок грузов на азиатском направлении как минимум до середины февраля, отмечает он. К тому же на ситуацию влияют сроки прохождения погранперехода.
Все же местные локдауны, из-за которых товар нельзя будет вывезти со склада в Китае, еще остаются. "Локдаун может быть 5 дней, а может быть и месяц", - отмечает менеджер отдела логистики китайской компании Dragon cargo Ярослава Ведрова. "Главное, чтобы заказ уехал до китайского Нового года", - говорит она.
К тому же в этом году на транспортные компании легла дополнительная нагрузка. Российский рынок в целом перестраивается в сторону Китая и Юго-Восточной Азии. Объем импорта товаров из азиатского региона растет, и именно на этом направлении отмечаются основные сложности, потому что из-за увеличения объемов грузоперевозок увеличиваются и сроки поставок, поясняют эксперты.
Ажиотаж, а вместе с ним и увеличение сроков доставки начались еще до Нового года. Товары, заказанные в ноябре, покупатели получили только в январе. "Я уже не первый год что-то покупаю через AliExpress, поэтому знаю про декабрьские заторы, - рассказывает жительница Москвы Светлана. - Посылки почему-то сначала приехали в Новосибирск, из-за чего была потеряна неделя, затем неделю путешествовали по складам и сортировочным центрам Внуково".
Представители маркетплейсов уверяют, что научились справляться с подобными ситуациями. В компании Ozon поясняют, что срок доставки из Турции в Россию без учета сборки у продавца занимает от 8 дней, из Китая грузы идут дольше - от 20 дней. Перевозчики готовы к высокому сезону и не закладывают повышенных сроков доставки из-за рубежа в Россию, отмечают в компании.
Но в период китайского Нового года из-за перерывов в работе локальных перевозчиков ожидается увеличение сроков доставки в среднем на 10 дней, отметили в Ozon. В Wildberries рассказали, что сейчас ежедневно отгружают покупателям около 10 милионов товаров, что почти вдвое превышает прошлогодние показатели.
Средний срок доставки составляет 30 дней, но в связи с высокой загрузкой сроки могут быть увеличены, отмечает Дмитрий Пивоваров, управляющий директор CDEK.Shopping.
Проверку на прочность проходят также сортировочный склад, логисты, магистральные перевозки, курьеры, IT, рассказывает Виталий Легошин, руководитель отдела логистики продуктов inSales. Сроки могут удлиняться не только из-за увеличения количества заказов. Ассортимент на ближайшем складе может закончиться, и тогда товар придется доставлять из другого региона. Влияет также ситуация на дорогах из-за снегопадов и плотного трафика, отметили в АКИТ.
При этом бизнес в итоге рассчитывает на сокращение сроков перевозки товаров и увеличение объемов поставок между Россией и Китаем. Коммерческий директор компании AKFA Алексей Чернышев ожидает сокращения очередей на границе и снижения стоимости доставки товаров. По его мнению, должны открыть дополнительные пункты пропуска через границу, которые раньше были закрыты. Это позволит доставлять грузы быстрее и дешевле. Ожидают рекордные по численности авиа и железнодорожные рейсы, отмечает он.
Возобновятся командировки байеров на фабрики Китая для встречи с китайскими производителями и инспекции качества продукции. Почти три года сделать это было невозможно, говорит соучредитель Группы Компаний "СЛК" Дмитрий Аржаных.
Кроме того, возобновятся свободные логистические отгрузки из всех портов Китая, а это также очень большой плюс для российских импортеров. За счет этого сроки доставки товаров в Россию станут более прогнозируемыми, считает он.