Первый тренд - рост онлайн-торговли. По данным агентства Data Insight, объем интернет-заказов в первом квартале 2022 года увеличился на 56 процентов, с 780 миллионов до 1,22 миллиарда, по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Пользователи оценили быструю доставку, широкий ассортимент, доступность новинок. Онлайн-ретейл стал полным аналогом офлайна: покупатели идут в Сеть за ежедневными покупками: продуктами, едой, медикаментами. Не остались в стороне магазины мебели и товаров для дома.
Второе изменение коснулось покупательских привычек. За последние полтора года люди привыкли к большому выбору продукции в Сети и сегодня с легкостью готовы отказаться от сервиса, если хотя бы раз имели отрицательный опыт взаимодействия с ним. Дело не только в безграничном ассортименте. Торговые площадки-конкуренты разрабатывают скидки и специальные предложения. Покупатель сравнивает, кто из продавцов помогает с выбором продукции, у кого быстрее доставка, насколько просто можно заменить покупку. От изобилия предложений пользователи зачастую теряются и бросают корзины с товарами, не доходя до оплаты.
Третий тренд - подписки на экосистемы. Они есть у всех крупных игроков - от банков до корпораций. Преимущество экосистем - бесшовное использование разных сервисов. Пользователь даже не задумывается, как под одним брендом уживаются кинотеатры, доставка еды, музыка, покупки в супермаркете и многое другое.
Четвертый момент - экономия. Стремление к сокращению расходов остается одним из основных трендов покупательского поведения россиян. Люди обеспокоены ростом цен и ищут способы оптимизировать бюджет.
Пятое - эмоциональные покупки по-прежнему актуальны, несмотря на тренд осознанного потребления, который начался в 2020-2021 годах, и стремление экономить. Многие считают, что импульсивные приобретения - удел офлайна: к ним подталкивают яркие витрины, запахи, предупредительные продавцы, тактильные ощущения. В Сети, казалось бы, главенствуют удобство и взвешенность решений. Но эмоциональные покупки совершаются и в интернете - благодаря широчайшему ассортименту, скидкам, промокодам и кешбэку.
Тренд N 6 - магазины в приложениях. В Китае для этого используют WeChat, в России - Telegram. Возможности цифровых площадок позволяют брендам работать почти как в социальных сетях, привлекая многомиллионную аудиторию платформ в свои каналы. Это привлекательное решение для поколения Z и миллениалов, которые привыкли решать все задачи (развлечения, покупки, прочтение новостей) в рамках одной платформы.
Седьмое направление развития ретейла - комплексные продажи и услуги. Бренды начинают взаимодействовать с покупателями на самых ранних этапах. Например, Nike может кастомизировать внешний вид одежды и обуви еще до начала ее изготовления. В Hoff доступен экспресс-дизайн квартиры.
Восьмой тренд, получивший развитие в ушедшем году, - ставка на российских поставщиков. Сотрудничество с ними позволяет ретейлерам не зависеть от импорта и введенных ограничений. Поставки из России более эффективны с точки зрения логистики и сроков: транспортные расходы ниже, сроки доставки короче. Если поставщик находится близко, с ним проще решать вопросы, связанные с браком, заменой, недокомплектом. Вдобавок расчетные операции в иностранной валюте ограничены, обеспечить бесперебойные поставки с иностранными поставщиками сложно.
Девятым трендом можно назвать глобальную цифровизацию, которая охватывает все этапы взаимодействия ретейлеров с клиентами. Все больше продавцов используют собственные мобильные приложения, чат-боты, CRM-системы. Они автоматизируют общение с клиентом, доставку. Офлайн-магазины активно внедряют QR-коды: пройдя таким образом по ссылке, покупатель может быстро изучить страницу с товаром в Сети и посмотреть отзывы. С помощью тех же кодов бизнес автоматизирует работу маркетплейсов, экономит солидный бюджет на печати ценников и чеков.
Наконец, новым перспективным инструментом ретейла становится виртуализация товаров. Все больше компаний тестирует навигаторы смешанной (дополненной) реальности и 5G для коммерческого шопинга. Например, бренды проводят онлайн-концерты, запускают новые коллекции в формате видеоигр. Алгоритм виртуальной примерочной может преобразовать загруженное пользователем фото с учетом выбранных вещей. Такой сервис повышает вовлеченность пользователей на 300 процентов, увеличивает средний чек на треть и на 10 процентов сокращает расходы на логистику. Итальянская компания Abrath пошла еще дальше и предложила виртуальный тест-драйв своих авто: VR-оборудование направляется по адресу клиента.