Поделиться

    Кондитерские фабрики ЦФО наращивают производство

    В Рязанской области кондитерский сектор за прошедший год показал наибольший рост производства продукции в пищевой отрасли ЦФО - почти в полтора раза. У соседей столь значительных успехов нет, но нет и падения. По мнению экспертов, отрасль чувствует себя довольно уверенно, несмотря на изменения в логистике и выросшие цены на упаковку и некоторые виды сырья. Однако, по словам самих кондитеров, для успешного развития им необходима господдержка.
    В структуре сладостей преобладают мучные изделия.
    В структуре сладостей преобладают мучные изделия. / Владимир Смирнов/ТАСС

    Российский рынок кондитерских изделий, по свидетельству экспертов, преимущественно наполнен продукцией отечественных производителей. По данным Росстата, совокупное производство мучных, сахаристых и шоколадных кондитерских изделий с января по ноябрь в стране составило 3,6 миллиона тонн, что на 2,5 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. К осени кондитеры сумели компенсировать спад производства, зафиксированный весной, и в ноябре произвели продукции на 1,6 процента больше, чем в октябре. А по предварительным оценкам специалистов, к концу года отрасль может полностью нивелировать санкционные потери.

    Не пряниками едиными

    В структуре сладостей по-прежнему преобладают мучные кондитерские изделия. По оценкам ID-Marketing, в первом полугодии 2022 года на них пришлось 52 процента, из которых только восемь - мучные изделия недлительного хранения (торты, пирожные, рулеты). Лидерство по производству сладостей прочно удерживает Центральный округ. Ведущую пятерку производителей сладкого печенья (46 процентов в общем объеме мучных изделий длительного хранения) и вафель (15 процентов) возглавляет Воронежская область, где в первой половине 2022 года этих сладостей было произведено 79,6 тысячи тонн. Владимирский регион с показателем в 40,7 тысячи тонн занимает четвертую строку по выпуску печенья. При этом, по данным маркетологов, воронежцы в первом полугодии на 18 процентов снизили производство кондитерских изделий (а на печенье в регионе приходится 60 процентов в структуре кондитерки), в то время как владимирские кондитеры нарастили на 14,5 процента.

    Если воронежцы и владимирцы лидируют по производству печенья, то Тульская область входит в тройку ведущих регионов, где производят также весьма популярные у российских потребителей пряники. В структуре производства мучных изделий длительного хранения на пряничный сегмент приходится 11 процентов. К слову, три года назад один из производителей тульских пряников фабрика "Ясная Поляна", входящая в холдинг "Объединенные кондитеры", запустила новую линию мощностью шесть тысяч тонн в год. Это позволило вдвое увеличить объемы производства и расширить ассортимент. Брендовую продукцию производят также "Старая Тула" и "Тульский пряник". Как отметили в региональном Минсельхозе, несмотря на санкционное давление, компании увеличивают производство продукции на экспорт.

    В Тульской области выпускают далеко не только знаменитые на весь мир пряники: кондитерская промышленность региона насчитывает порядка 40 предприятий разной специализации. По данным Туластата, за 11 месяцев 2022 года кондитерские предприятия региона произвели более 40 тысяч тонн продукции, что на 0,4 процента выше показателя прошлого года, - в том числе конфеты, зефиры, мармелады среднего ценового сегмента и, конечно, уверенно набирающую популярность белевскую пастилу. К слову, компании "Белевские сладости" и "Белевская пастила" с прошлого года активно наращивают поставки в Китай - пока, правда, они не столь значительны в общем объеме производства. Есть в регионе и премиальная марка "Суворовские конфеты" - фрукты и орехи в шоколаде и йогурте. Как рассказали на суворовской фабрике, минувший год по объемам выпущенной продукции фактически не отличался от предыдущих. Не было здесь и сбоев, связанных с поставками сырья: шоколад по-прежнему закупают импортный, а фрукты - отечественные.

    Российский рынок кондитерских изделий преимущественно наполнен продукцией отечественных производителей

    Шоколадный прорыв

    В стране производство шоколада и сахаристых изделий занимает в кондитерской структуре 48 процентов. С небольшими колебаниями эта доля в общем объеме сладостей сохраняется последние пять лет. В ноябре прошлого года, по данным Росстата, их было произведено 198,2 тысячи тонн, что меньше, чем в ноябре 2021-го, на шесть процентов. За 11 месяцев 2022 года производство шоколада и кондитерских изделий с сахаром сократилось на 3,7 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, составив 1,7 миллиона тонн. К концу года ситуация начала выправляться, но не столь быстрыми темпами: ноябрьские объемы больше, чем в октябре, всего на 0,1 процента. Тем любопытнее рязанский феномен.

    - В Рязанской области в пищевой отрасли наибольший рост в 2022 году показал кондитерский сектор: производство конфет и шоколада увеличилось почти в 1,5 раза. Рост по этому направлению был и ранее: если мы посмотрим динамику за 10 лет, то суммарное увеличение - в 2,2 раза. Рязанская кондитерская продукция востребована и в России, и за рубежом. Предприятия поставляют продукцию в страны ближнего зарубежья и Китай. Но все же основной прирост - за счет внутреннего российского рынка, - пояснил заместитель председателя правительства Рязанской области Виталий Артемов.

    В Рязанской области работают пять предприятий, производящих шоколад и конфеты в разных ценовых сегментах. За 10 месяцев 2022 года рязанские кондитеры произвели 74,3 тысячи тонн продукции, рост составил 47,4 процента к аналогичному периоду 2021 года. Город Касимов можно считать кондитерской столицей региона - здесь расположены три производства: "Верность качеству", "Конфеста" и "Барри Каллебаут НЛ Раша", а в Рязани находятся производство N 2 фабрики "Красный Октябрь" и компания "Юнион", которая помимо производства включает еще и два музея - музей истории рязанского леденца и музей истории шоколада.

    Кондитерская фабрика "Верность качеству" - производитель премиального шоколада и конфет, работает практически со всеми крупными торговыми сетями. "Конфеста" специализируется на производстве конфет из шоколадных масс с кремовыми начинками и начинками типа пралине, шоколада и шоколадных батончиков, рассчитанных на покупателя со средним достатком. Российская "дочка" мирового производителя шоколада и какао-продуктов "Барри Каллебаут НЛ Раша" является крупнейшим в стране производителем индустриального шоколада, шоколадных и кондитерских глазурей и масс. Предприятие производит сырье и полуфабрикаты для других предприятий кондитерской, а также молочной и хлебопекарной отраслей. Клиентами фабрики являются такие лидеры российского рынка кондитерских изделий, как "КДВ", "Ферреро", "Мондэлис Русь", "Перфетти Ван Мелле", "Объединенные кондитеры" и многие другие известные компании.

    - Рост объемов продукции в прошлом году не назвал бы глобальным, но мы действительно активно развиваемся. В немалой степени этому способствует уход с российского рынка ряда иностранных компаний, в том числе бельгийских производителей шоколада. Ранее ушли с рынка украинские конфеты, составлявшие конкуренцию нашим в среднем ценовом сегменте. Иностранные компании, такие как "Марс", "Ферреро", еще остались, но их доля на рынке сокращается. Так что сейчас время занять освободившиеся ниши, - рассуждает генеральный директор ООО "Кондитерская фабрика КОНФЕСТА" Владимир Подшивалкин.

    За прошлый год "Конфеста" почти в три раза увеличила объемы производства: если в 2021 году продукции выпустили на 422 миллиона рублей, то в прошлом - на 1,23 миллиарда (5,5 тысячи тонн). По словам Владимира Подшивалкина, в этом году намерены сделать еще рывок, нарастив выпуск продукции до 15 тысяч тонн.

    - На этот год заключили новые экспортные контракты, которые позволят нарастить рынки сбыта в два-три раза. Нам в этом очень помог Рязанский центр экспорта, ребята действительно находят контакты, не говоря уже об участии в выставках и бизнес-миссиях, - подчеркнул директор "Конфесты".

    Сейчас предприятие поставляет продукцию в Казахстан, Азербайджан, Беларусь, Армению, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, а также Китай и Оман. Изделия "Конфесты" представлены практически во всех крупных российских сетях. При этом Владимир Владиславович обратил внимание на то, что в последнее время происходит переориентация потребителя: трафик покупателей смещается в дискаунтеры, магазины низких цен, проводящие различные промоакции и делающие скидки. "Мы занимаем средний ценовой сегмент, наша продукция для людей со средним достатком, и она сейчас востребована", - пояснил причины уверенности в успехе нового рывка директор предприятия.

    При этом проблем с сырьем на кондитерской фабрике не испытывают. Так, сахар покупают здесь же - недалеко есть сахарный завод, сухое молоко - в Белоруссии, какао и определенного рода жиры поставляет ефремовский "Каргилл" (Тульская область), и есть крупный поставщик из Нижнего Новгорода. А недавно начали напрямую импортировать кокосовую стружку и кокосовое масло из Индонезии, лактозу - из стран Азии.

    Не менее существенный вопрос при расширении производства - оборудование. Сейчас на фабрике оно в основном голландское, турецкое, китайское и российское. От европейского придется отказаться, но появились вполне достойные отечественные образцы кондитерской техники. С ремонтом имеющегося импортного оборудования помогает касимовская компания "Вектор", где научились делать любые запчасти. В планах - строительство еще одной крупной фабрики и открытие собственных магазинов. При этом есть расчет на господдержку.

    Тортик к чаю

    Наряду с крупными кондитерскими компаниями в стране успешно действуют и конкурируют на местном уровне производители районного и регионального масштаба. Речь о мучных кондитерских изделиях недлительного хранения, не требующих больших затрат на специализированное оборудование.

    Калужский предприниматель Анастасия Нехайчик работает в этом бизнесе уже несколько лет. По ее словам, санкции на ее предприятие никак не повлияли: люди как отмечали праздники, свадьбы и дни рождения, так и продолжают покупать по случаю торжеств вкусности.

    - Если брать наше предприятие, то товарооборот в прошлом году вырос в пять раз. Выручка с 200 тысяч рублей увеличилась до миллиона. Мы смогли открыть новую точку. Постоянно предлагаем новые изделия, - говорит Анастасия.

    По ее словам, в марте после начала введения санкций в разы выросли цены на некоторые виды сырья, но потом так же резко снизились.

    - Наверное, это был своего рода первый испуг, сейчас все вернулось на прежний уровень, - улыбается предприниматель. - Весной были перебои с шоколадом, но рынок настолько гибкий, что опустевшую нишу быстро заняли. У нас домашняя кухня, нам не нужны какие-то сложные импортные эмульгаторы или жиры - все необходимое производят местные фермеры. А шоколад привычной марки по-прежнему закупаем на оптовой базе. Ведь в нашем бизнесе главное - качество наших изделий.