Аэропорт в Минводах сейчас одна из главных воздушных гаваней не только Северного Кавказа, но и юга России, так как полеты над Анапой, Геленджиком, Краснодаром, Ростовом-на-Дону, Симферополем и Элистой временно ограничены. В минувшем году на Ставрополье резко увеличился поток авиапассажиров, и инфраструктура минераловодского аэровокзала не всегда справлялась с перегрузками. "Благодаря строительству нового терминала можно будет открыть прямые рейсы из городов, откуда ранее в Минеральные Воды никогда не летали самолеты", - добавили в Главгосэкспертизе.
В администрации Минераловодского округа заявили, что реализация проекта поможет развитию внутреннего туризма и благоприятно скажется на экономике региона. Здесь также добавили, что терминал впишется в окружающую застройку и будет полностью соответствовать своему функциональному назначению.
- В проекте представлены интересные архитектурно-художественные решения, благодаря которым новый терминал внутренних воздушных линий получит уникальный визуальный образ. Фасады здания будут представлять собой ненесущую светопрозрачную конструкцию, которая обеспечит естественное освещение функциональных зон комплекса. Остекление выполнят из энергоэффективных низкоэмиссионных материалов, - отметила главный эксперт проекта службы ГЭП управления объектов транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы Лариса Бондарь.
Общая площадь аэровокзального комплекса - 28,6 тысячи квадратных метров. В нем будут просторные залы ожидания и операционные зоны. О необходимости нового терминала заявил и глава Ставрополья Владимир Владимиров:
- Аэропорт в Минеральных Водах сейчас очень востребован, ведь количество желающих отдохнуть на ставропольских курортах ежегодно растет. Поэтому как можно скорее нам нужен новый терминал. Рассчитываем построить объект в 2025 году.
Как рассказала корреспонденту "РГ" владелец и генеральный директор агентства пропаганды и коммуникаций HD АРТЕЛЬ, а в прошлом директор по коммуникациям и информационной политике авиакомпании AZUR air Анастасия Дюмулен, аэропорт Минеральных Вод, вошедший в семерку самых загруженных в стране, попал в число приоритетных вопросов для властей. Но есть опасения, что после возобновления работы закрытых воздушных гаваней новый терминал окажется невостребованным.
- Хотя, как правило, решения о модернизации аэропортов принимают исходя не из сиюминутной ситуации, а на основе стратегии развития региона в целом. В конце 2022 года заместитель председателя правительства РФ Александр Новак провел итоговую стратегическую сессию, посвященную СКФО. Наиболее крупные прорывные проекты в округе реализуются в том числе в туристическом секторе. Обеспечение доступности курортов Северного Кавказа (Кавминводы, горнолыжные комплексы "Архыз", "Домбай" и "Эльбрус") является приоритетной задачей в сфере воздушного транспорта, а главный аэропорт, безусловно, должен соответствовать растущим потребностям экономики региона, обеспечивать современный уровень сервиса туристам и жителям Северного Кавказа. Не секрет, что инфраструктура задает темп развитию и прочих объектов, - заявила Дюмулен.
Кроме того, по ее словам, ранее российские туристы были мало осведомлены о рекреационных возможностях Северного Кавказа. Однако в 2022 году турпоток был перенаправлен в этот макрорегион, и теперь есть вероятность того, что часть отдыхающих и дальше будут выбирать его для отпуска. Это подтверждает ситуация 2015 года, когда внезапно закрыли сначала Египет, а следом и Турцию.
- Многие российские туристы на тот момент годами летали исключительно на турецкое побережье, и большинство других зарубежных курортов довольствовалось небольшой долей наших соотечественников. Но после закрытия этих стран россияне нашли для себя новые направления и теперь, после возобновления сообщения с Турцией, продолжают летать на эти курорты, - добавила эксперт.
Иван Кондратенков, руководитель направления слаботочных систем компании "КРОК":
- Чтобы новый терминал помог оптимизировать пассажиропоток и не только облегчить жизнь пассажирам, но и снизить нагрузку на персонал, необходимо уже на этапе проработки концепции продумать будущую инженерную и ИТ-инфраструктуру. Тут не может быть мелочей: продумано должно быть все - от местонахождения отдельной сетевой розетки до прокладки всей инженерной инфраструктуры, от расположения информационных табло до работы всей мультимедийной системы терминала.
Аэропорт - это критически важная инфраструктура, любой сбой в которой влечет не только колоссальные убытки, но и другие ощутимые последствия. Наш опыт строительства таких объектов показал, что грамотные технические решения помогают минимизировать влияние человеческого фактора, позволяют сократить время реагирования на неисправности, снижают трудозатраты в целом.
Например, так называемая интеллектуальная структурированная кабельная система (СКС) предоставляет очень важную информацию обо всех кабельных линиях и об устройствах терминала. Автоматизация и диспетчеризация помогают оптимизировать внутренние процессы инженерных систем, а системы физической безопасности существенно упрощают функционирование такого сложного "организма", как транспортный узел.
В нынешней ситуации безопасность стратегических объектов, в частности аэропортов, зависит не просто от системы контроля доступа и видеонаблюдения, а от сложной интегрированной многоуровневой системы, анализирующей все возможные угрозы.
В праздничные дни 2023 года аэропорт в Минеральных Водах, а также воздушные гавани в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Калининграде и Махачкале приняли наибольшее количество рейсов. По данным Росавиации, отечественные авиакомпании с первого по восьмое января перевезли свыше 2,26 миллиона пассажиров, что на 11,3 процента больше, чем за аналогичный период 2022-го.
В ведомстве отметили, что перевозчики и аэропорты, несмотря на сложные метеоусловия, принимали своевременные меры для оптимизации работы, в том числе мобилизовали дополнительный технический и инженерный персонал.