Речь идет о незаконной добыче полезных ископаемых в Кочубеевском округе. О проблеме давно говорят правоохранители и общественники, но ликвидировать в регионе все нелегальные карьеры пока не удалось. На этот раз силовики и представители прокуратуры обратили внимание на работу регионального министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, а таже администрации Кочубеевского округа. Они усомнились в законности действий чиновников.
"Установлено, что в 2014 году министерство предоставило коммерческой организации лицензию на право геологического изучения, разведки и добычи валунно-песчано-гравийной смеси на Приозерном участке Кочубеевского района, - говорится в заявлении прокуратуры Ставрополья. - В ходе надзорных мероприятий, проведенных совместно со специалистами Северо-Кавказского межрегионального управления Россельхознадзора, выявлено, что на земельных участках, используемых юридическим лицом, уничтожен плодородный слой земель сельскохозяйственного назначения".
Уголовное дело по части 1.1 статьи 293 УК РФ возбудили по факту "халатности, повлекшей причинение особо крупного ущерба". Сколько человек являются подозреваемыми в деле, в ведомстве не сообщили.
Напомним, ранее на Ставрополье под уголовное преследование попал владелец карьера, действия которого, как считают правоохранители, привели к нанесению ущерба природе почти на 50 миллиардов рублей. Речь идет о территории в 70 гектаров. Кочубеевский межрайонный следственный отдел СУ СКР по Ставропольскому краю возбудил уголовное дело по статье 246 УК РФ "Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ" в отношении владельца компании и его брата, индивидуального предпринимателя.
"Установлено, что на трех участках сельхозназначения общей площадью около 70 гектаров велась добыча валунно-песчано-гравийных пород и реализация строительных материалов. На участках обнаружены карьерные выемки, самоходные машины, предназначенные для проведения планировки, профилирования и перемещения грунта, дробильно-сортировочные линии для отгрузки ПГС, площадки для хранения и реализации строительных материалов", - отметили в пресс-службе Северо-Кавказского межрегионального управления Россельхознадзора, специалисты которого участвовали в оперативно-розыскных мероприятиях.
Экспертизы показали, что на всех 70 гектарах уничтожен плодородный слой глубиной до 30 сантиметров. Ведомство констатировало, что "произошедшие изменения на земельных участках значительно снизили качество окружающей среды". На устранение нарушений и вовлечение земель в сельскохозяйственный оборот потребуется немало времени и средств.
Кстати, общественники уже несколько лет следят за ситуацией в окрестностях села Кочубеевского. Они выявили многочисленные факты уничтожения сельскохозяйственных земель из-за добычи гравия. Сейчас карьеры в округе разрабатываются на площади более 2000 гектаров.
- Тех, кто занимается добычей полезных ископаемых, контролируют несколько структур - Россельхознадзор, Росприроднадзор, природоохранная прокуратура, министерство природных ресурсов края, муниципальная власть, и это без учета правоохранительных органов. Тем не менее нелегальные карьеры существуют, и добыча на них не прекращалась ни на день, - заявил эксперт Народного фронта Алексей Гридчин.
Олег Макаров, заведующий кафедрой эрозии и охраны почв факультета почвоведения МГУ, профессор, доктор биологических наук:
- При оценке ущерба почвенному покрову можно использовать два подхода. Самый простой - разработать схему рекультивации территории и посчитать, сколько средств на нее нужно. Она включает несколько видов работ - нужно выровнять поверхность, засыпать ямы, привезти новую почву, если это необходимо. Также требуется оценить упущенную выгоду, то есть посчитать, сколько лет данной территорией невозможно пользоваться. Для этого за основу берется средняя урожайность культур, которые там выращивали раньше или могли бы выращивать. Второй подход - методика, разработанная минприроды России. Она включает оценку площади и степени деградации земель.
Мы должны стремиться к тому, чтобы поврежденные земли непременно восстанавливали, особенно если они сельскохозяйственного назначения. Конечно, есть вопрос экономической целесообразности, но если ущерб чисто технический и территория, к примеру, не заражена высокотоксичными веществами, то рекультивировать ее можно в течение года или нескольких лет. Если же речь идет о серьезном загрязнении, то процесс может растянуться надолго. Но даже при серьезных эрозионных процессах мы рекомендуем рекультивировать территорию.