По мнению исследователей, наиболее важным экономическим рычагом становится развитие креативных индустрий - видов деятельности, в основе которых лежат взаимосвязи между творчеством, культурой и технологиями. В общем-то очевидно, что экономическое развитие возможно за счет создания и монетизации новых идей, которые создают конкурентные преимущества как отдельным компаниям, так и целым секторам рынка. Люди, которые генерируют новые идеи, образуют креативный класс. Творцов идей отличает высокая мобильность и желание самовыражения. Этот тезис отчасти доказывают и результаты исследования - те, кто работает за пределами креативных индустрий - в промышленности, торговле, до недавнего времени представляли собой наиболее быстрорастущую и многочисленную категорию работников, что свидетельствует об активном проникновении креативного класса в разные отрасли экономики.
Креативный класс в нашей стране неоднороден по структуре, уверяют ученые, немногим менее половины (43,4 процента) всех занятых приходится на две профессии - специалистов по рекламе и маркетингу (24,4 процента) и разработчиков программного обеспечения (19 процентов), а около 68 процентов занятых в этом сегменте - на 10 творческих профессий. Интересно, что развитие (увеличение сектора) креативной экономики сегодня идет за счет современных специальностей, в то время как доля традиционных - уменьшается. Например, растет число графических дизайнеров, а ряды маститых краснодеревщиков редеют. Разрушаются мифы и о гибком и ненормированном графике работы представителей творческих профессий - в России у них в основном стандартная 40-часовая рабочая неделя и полный рабочий день, отчасти потому, что большинство организаций культуры относятся к госсектору, а также существуют частные компании (преимущественно в сфере ИТ и рекламы), практикующие офисный режим работы.
Может быть, единственный миф о свободе творчества, который устоял в исследовании, о том, что для работы в креативной сфере необязательно наличие профильного образования: она притягивает работников, обладающих самым разным опытом и компетенциями. По данным ученых, по специальности работали только около половины занятых в творческих профессиях. При этом наиболее востребованными в работе оказались те навыки, которые все же заложены в ходе обучения: профессиональные (технические) навыки, непосредственно относящиеся к работе, навыки использования профессиональной документации, а также цифровые компетенции.
Другими словами, желающих творить на рынке много, умеющих зарабатывать творчеством - значительно меньше. Например, согласно данным hh.ru за 2022 год, не слишком высокая (особенно по сравнению с 2020-2021 годами) активность работодателей в ИТ-сфере и высокая активность соискателей на протяжение всего 2022 года привели к тому, что уровень конкуренции (число кандидатов на одну вакансию) в целом по России вырос с одного до трех человек на вакансию. А это значит, что у работодателя появилась возможность быть более требовательным к кандидатам.
- Работодателям есть из кого выбирать, они могут получать тысячи откликов от кандидатов. Но вот насколько уровень образования, компетенции и навыки этих начинающих ИТ-специалистов устраивают работодателей? Чаще всего не всегда. А вот среди соискателей мидл- и сеньор-уровней, наоборот, все так же достаточно выраженный дефицит, и здесь работодателям сложно набирать опытных работников, они все так же на вес золота, - отмечает Мария Бузунова, руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад.
Так, лидерами по спросу у работодателей, ищущих творческих ИТ-специалистов в сфере разработки ПО, стали Frontend-разработчики, спрос на графических дизайнеров за два года вырос вдвое. При этом по количеству резюме наибольшую потребность в трудоустройстве испытывают все те же Frontend-разработчики (второе место после тестировщиков). Правда, отмечают исследователи, при нестабильности на рынке труда и некоторых провалах по месяцам все-таки ИТ-сфера остается одной из самых высокооплачиваемых и перспективных с точки зрения развития и дохода.
И все же ИТ-разработки - это только часть креативной индустрии, которая требует взвешенной стратегии развития и поддержки. Ее потенциал очевиден: согласно отчету конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 2019 года за 13 лет (с 2002 по 2015 год), объем мирового рынка креативной продукции вырос вдвое и достиг 500 миллиардов долларов. В 2023 году, по оценке авторов Influencer Marketing Hub, рынок достигнет цифры в один триллион долларов. Вклад креативной индустрии отдельной страны оценивается от 6 до 12 процентов ВВП, в нашей стране, по разным оценкам, он не достиг и одного процента.