Сочинские казино сделали ставку на рост неигровых доходов

В 2022 году игорную зону "Красная Поляна" посетили более 700 тысяч человек, что сравнимо с допандемийным уровнем. Примечательно, что в развлекательном кластере смогли добиться такого результата, несмотря на серьезное падение иностранного турпотока в сочинские казино. Сделать это удалось и благодаря активному продвижению неигровых вариантов проведения досуга.

В игорную зону "Красная Поляна" входит два казино (первое открылось в январе 2017 года), один зал игровых автоматов, театр, апарт-отель, два ресторана и спортивно-развлекательная площадка RED ARENA. За шесть лет здесь побывали свыше четырех миллионов человек из 170 стран. Самыми частыми гостями стали жители Израиля, Турции, ОАЭ, Казахстана, Армении, Индии, Китая и европейских государств. К 2019 году около 30 процентов посетителей сочинской игорной зоны составляли иностранцы, однако коронавирусные ограничения, санкции и международная обстановка значительно сократили заграничный турпоток.

- Мы пошли по пути наращивания неигровой выручки, - рассказал генеральный директор игорной зоны "Красная Поляна" Павел Перов. - В 2022 году в казино состоялось 28 концертов популярных исполнителей, а на RED ARENA 24 концерта и шесть международных турниров по смешанным единоборствам.

По словам председателя Ассоциации игорных зон России Дмитрия Анфиногенова, одно рабочее место в сфере туризма дает четыре дополнительных в смежных отраслях. В России функционирует четыре игорные зоны - сочинская, алтайская, калининградская и приморская (на Дальнем Востоке). В 2022-м для всех было характерно увеличение доли развлекательной составляющей и наращивание неигровых доходов. В частности, в сочинской с 2018-го по июль 2022-го они увеличились на 122 процента.

Как пояснили в пресс-службе игорной зоны "Красная Поляна", расходы на шоу и концерты дают значительную часть маркетингового бюджета: на них приходится 55 процентов затрат. Тратить приходится не только на гонорары артистов и выполнение райдеров, но и на закупку костюмов, техники, а также на спецэффекты во время разнообразных шоу. Любопытно, что по сравнению с 2021-м в минувшем году расходы на мероприятия выросли всего на три-пять процентов. При этом концерты и шоу-программы в флагманском казино собирают более 2200 зрителей.

Конечно, не удалось избежать проблем, общих для многих предприятий других отраслей, например, с поставками оборудования. В игорной зоне "Красная Поляна" около 800 слот-автоматов и более 70 игровых столов. Техника нуждается в ремонте и обновлении.

- Этот вопрос решается достаточно тяжело, в 2022 году мы привезли мало нового игрового оборудования из-за сложностей с логистикой, - пояснил Павел Перов. - Если раньше от заказа до доставки проходило один-два месяца, то последняя поставка заняла практически девять месяцев. Что касается запчастей, у нас достаточно большой склад деталей. Те же, которых у нас нет, изготавливаем на 3D-принтере - либо сами печатаем, у нас есть такое оборудование, либо заказываем.

Еще одним драйвером развития стали покерные турниры. В игорной зоне "Красная Поляна" они начались в 2017 году, здесь есть свой покерный клуб, где в минувшем году провели 13 игровых серий разного формата.

- Покер и различные неигровые виды развлечений позволяют укреплять инфраструктуру игорной зоны. Во время турниров почти все отели курорта забиты под завязку, рестораны работают с полной посадкой, - добавил Перов.

Он также сообщил, что в 2023 году в инвестиционной программе компании акцент будет сделан на два направления работы. Первое - замена иностранного программного обеспечения в казино, отеле, барах и ресторанах на российское. По предварительным подсчетам, на это потребуется около 200 миллионов рублей. Работа продолжится в 2024 году. Второе - покерный клуб, его планируется расширить.

Кстати

В 2022-м в стране была создана Ассоциации игорных зон России. Как сообщил ее председатель Дмитрий Анфиногенов, цель организации - централизованно работать с государственными структурами.

- Пришло время модернизировать закон об игорном бизнесе, принятый в 2006 году. Хотим обсудить и закон о рекламе. Есть термины "игорная зона" и "казино", первую можно рекламировать, а второе - нельзя. Но для нас они неразрывно связаны, - сказал он.