Вкусно и легко: может ли десерт быть полезным?

После новогодних излишеств многие пытаются вернуться к здоровому образу жизни. Самое сложное - отказаться от сладкого. Точно так же считает Рената Ямбаева, основательница компании Light Delights, победительница конкурса "Деловые женщины-2022" в номинации "Ресторанный бизнес и продукты питания". Три года назад именно любовь к выпечке подтолкнула ее к созданию "невредных" десертов.
предоставлено пресс-службой Light Delight

- В любой диете труднее всего отказаться от сладкого и десерта. Как вы для себя отвечаете на вопрос почему?

- Я себе такой вопрос не задаю, потому что я не отказываюсь ни от сладкого, ни от десертов. Собственно, ради этого все начиналось. Задача была дать возможность людям таким, как я - тем, кто очень любит сладкое, - есть продукты натуральные, с хорошими составами и более полезные, чем те, что преимущественно представлены на полке. Здесь, мне кажется, как и в любом деле, важнее всего мера. Я просто выбираю сладкое с чистыми составами и максимально сложными углеводами. Собственно, из этого родилась концепция Light Delights. Мы начали делать десерты, в первую очередь ориентируясь на чистый состав. Мы не добавляем консерванты, красители и усилители вкуса, белый сахар, белую муку и другие не самые полезные ингредиенты.

- Насколько для вас важно продвижение здорового образа жизни?

- Здоровый образ жизни для меня - субъективное понятие, каждый вкладывает в него нечто свое. Поэтому здесь очень важно не зацикливаться и не строить жестких рамок, потому что в жизни постоянно все меняется: настроение, состояние, ситуации, обстоятельства. Питание - это большая часть жизни, и оно в первую очередь должно приносить удовольствие. Я буду рада, если у нас всегда будут линейки зожных продуктов в ассортименте. Но мы все же планируем делать не только веган, без глютена, без лактозы. Сейчас мы разрабатываем продукты, в составе которых есть сахар - пониженное содержание, но все же он есть.

- Вы сказали, что не используете ни белый сахар, ни муку. Что их заменяет?

- Мука второго сорта, цельнозерновая мука, ореховые аналоги. Сахар заменяем сиропами топинамбура и цикория. Также используем инулин, мальтитол, эритрит и так далее. Мы используем самые разные подсластители. Все они имеют свои особенности и отличаются различным послевкусием - мы это учитываем, когда создаем новый продукт.

- Советовались ли вы с диетологами, нутрициологами или какими-то другими специалистами? Есть ли люди, к чьему мнению вы прислушиваетесь?

- Да, мы регулярно советуемся с Марией Поповой, нутрициологом, которая разработала свою систему трактовки медицинских анализов. Мария очень глубоко разбирается в ингредиентах, составах, вопросах здорового питания. Мы с удовольствием обращаемся к ней за рекомендациями и советами. Я в свое время изучала аюрведическую медицину, кулинарию и диетологию - теорию и практику - для того, чтобы понять, как работают ингредиенты. Это большая-большая работа, и мы постоянно учимся. Важно разбираться в том, что делаем.

- Кто сегодня входит в вашу команду?

- Сегодня у нас довольно большая команда. В нее входят: менеджер по продажам, маркетолог, закупщики, менеджер по сертификации и стандартизации. У нас есть главный технолог, начальник производства, есть, собственно, производство, есть финансовый отдел, который обеспечивает корректность финансовых потоков, отдел бухгалтерии. Также есть отдел качества, в нем сейчас три человека. Также есть большой отдел разработки. Это наша отдельная гордость. Мы считаем, что неплохо продвинулись в своем деле.

- Как сегодня выглядит ваше производство?

- У нас новая площадка, на которую мы заехали недавно. Это небольшое, но вполне хорошо оснащенное оборудованием производство. Мы активно работаем над тем, чтобы автоматизировать и механизировать все ручные операции. На сегодня у нас достаточно сильные технические возможности: на производстве есть формирователи тестовых заготовок, планетарные миксеры, варочные котлы большого объема, холодильные камеры (температурный режим от +2 до +4), низкотемпературные камеры, камеры шоковой заморозки, ротационные и конвекционные печи, горизонтальные упаковочные машины для формата флоупак.

- Вы участвовали в акселераторе МФТИ. Что это дало? Как решили пойти, ведь связь между физтехом и десертами не очевидна?

- Это было 2,5 года назад. Наш стартап отобрали, когда мы рассказывали о себе на демо-дне. Это был очень ценный опыт. В первую очередь, потому что он позволил нам не тратить время на поиски экспертизы. Команда организаторов и наш куратор, с которым мы созванивались еженедельно, помогли нам разобраться во многих вопросах: маркетинге, продажах, бизнес-процессах, выстраивании команды, поиске площадок и инвестиций и так далее. Это было очень ценное время. Кроме того, ребята оказали очень сильную эмоциональную поддержку. Мы запускались во время пандемии - не самый простой период для стартапа. Поэтому мы очень вовремя туда попали.

- Вашему бренду три года. Насколько бренд вырос в цифрах за это время?

- За эти три года мы сделали очень многое, не просто поднялись в цифрах. Мы выросли профессионально: в компетенциях, экспертизе. У нас увеличились команда, количество продуктов, ассортимент. Когда мы начинали, у нас почти не было больших профессионалов. Как у стартапа у нас не было возможности нанимать дорогих специалистов. Мы учились всему сами на своих ошибках. Сейчас у нас работают очень сильные ребята, которые имеют опыт работы на крупных фабриках и заводах и понимают, как выстраивать процессы таким образом, чтобы мы пришли к нужным нам результатам. Если говорить о цифрах, то за это время мы разработали больше 1000 продуктов, запустили 27 линеек продуктов.

- Как появился бренд yozh? Откуда такое название? Зачем понадобился дополнительный бренд и что его отличает от Light Delights?

- Бренд yozh рождался полтора года. Мы много креативили с командой по поводу нового названия. Light Delights очень длинное название, сложночитаемое и сложнопроизносимое для российского потребителя. Мы решили, что нам нужно простое, короткое, звучное, ясное название с четкими ассоциациями. Поскольку наш базовый ассортимент весь зожный - без лактозы, глютена, добавленного сахара, веган, - мы придумывали название, которое ассоциировалась бы со здоровым образом жизни. Так возник yozh.

- Что было самым сложным при переходе от идеи к реальному производству?

- Всё. Я и вся команда делали то, чего никогда не делали. Прошло три года, но и сейчас многое для нас в новинку. Потому что каждый день приносит новый опыт. Каждая новая сеть - это абсолютно новый опыт. Когда придумываешь новый продукт - это одно, а когда запускаешь в производство - совсем другое. Сохранить вкус и качество в объеме 1000, 2000, 3000, 5000, 10 000 штук очень трудно. Каждый из 10 000 десертов должен быть ровно такого же качества, как тот, который делали на тест. На объеме все иначе происходит. Процессы, печи, технологии. Только практика и компетенции людей, которые работают в нашей команде, их сила духа и приверженность делу помогают нам двигаться вперед с такой скоростью.

- Что закладывается в цену вашего десерта?

- Вся расходная часть: логистика, упаковка, сырье, производственный и непроизводственный фонд оплаты труда, аренда, коммунальные услуги.

- Вы несколько раз говорили, что изначально готовка была вашим хобби. Не было желания открыть кафе или кулинарную студию по приготовлению полезных сладостей?

- Нет, потому что мне не очень интересна, собственно, розница. Если только это не сеть. Но это отдельный, сложный бизнес, и я пока не готова к такому эксперименту. Мне хотелось, чтобы наша продукция была представлена во всех магазинах вокруг, ну и в разных ресторанных сетях.

- Где сегодня можно купить вашу продукцию?

- Нас можно купить на маркетплейсах - там представлены карамель и разные виды печенья. В "Самокате" есть печенье с мягкой карамелью и скоро появятся рулеты. В "Яндекс.Лавке" продаются наши пудинги и печенье. Во "ВкусВилл" мы поставляем десерты и цельнозерновые пироги с разными начинками. Также десерты можно купить в магазинах сети "Перекрёсток" под собственной торговой маркой "Зелёная линия". На этом пока всё. В ближайшее время запустим линейку тортов.

- В одном из интервью вы сказали: "Пробовала что-то сочетать, что-то не сочетать. У меня часто не получалось. Не получалось гораздо чаще, чем получалось - я бы так сформулировала". Что помогло не опустить руки на пути к результату?

- Не получалось очень-очень часто, и сейчас по-прежнему бывает, что что-то не получается. И бывает, огромное количество работы не приводит к желаемому результату. Помогло не опустить руки, наверное, понимание, что я занимаюсь своим делом и иду по своему пути. Это то, что называется, наверное, предназначением или призванием. Я не могла бы сейчас заниматься ничем другим. Это то, что я хочу делать. И даже если я падаю, у меня нет вопроса, как действовать, не остаться ли полежать, например. Я просто поднимаюсь и иду дальше, потому что не могу этого не делать.

- Вы почти сразу столкнулись с чередой кризисов. Что позволяет идти вперед и развиваться?

- Мы не то чтобы даже столкнулись - благодаря кризису мы появились. Во время пандемии мы потеряли контракты с маленькими сетками, но зато сразу зашли на полки "ВкусВилла". На тот момент эта сеть запустила программу поддержки малого бизнеса. Мы оказались в нужное время в правильном месте в соответствующих обстоятельствах. И продукт понравился. Говорят же, что кризис - время возможностей. Наверное, так и есть. Но вообще жизнеспособность бизнеса должна быть одинаковой в любой ситуации. Кризис очень хорошо тестирует бизнес-модель: если она жизнеспособна, кризис не страшен компании.

- Вы победительница конкурса "Деловые женщины-2022" в номинации "Ресторанный бизнес и продукты питания". Как думаете, есть ли какие-то особенности женского руководства?

- Необязательно. Есть очень жесткие женщины, порой они ведут бизнес даже жестче мужчин. Есть довольно мягкие мужчины. Мне кажется, черты характера не зависят от пола. Единственное - женщины более эмоциональные и эмпатичные.

Мужчины порой не воспринимают женщину как руководителя. Но я с этой гендерной историей не сталкивалась, поэтому мне сложно сказать, что вот там женщине сложнее/не сложнее.

- Какие качества, на ваш взгляд, являются главными для предпринимателя?

- Для предпринимателя самым главным является объем его энергии. Нет ничего важнее. Если у предпринимателя нет сил, нет энергии для движения вперед, то, что бы он ни делал, какой продукт ни создавал, какими бы идеями ни фонтанировал, реализовать их и воплотить в жизнь будет почти невозможно. Потому что предпринимательство - это марафон. Это очень длинная дистанция. Это не спринт, когда тебе нужно просто запустить проект. Здесь испытания приходят каждый день: ты никогда не знаешь, что будет завтра. Поэтому запас жизненной энергии, сохранение этой энергии, забота о себе и есть первое и необходимое, что нужно предпринимателю, на мой взгляд. Наверное, это не совсем качество, скорее ресурс. Если мы говорим про качество, то важны стрессоустойчивость, стойкость, вера. Это то, что помогает мне.

- Насколько, на ваш взгляд, важна поддержка локальных брендов?

- Я бы сформулировала так: нужна не только поддержка локальных брендов, но всех российских производств. В общем и целом важна помощь разным предприятиям. Поскольку я занимаюсь производством, то мне больше всего знакомы сложности, с которыми сталкивается именно производитель. К сожалению, трудностей, в которых он должен уметь существовать, выживать, жить и, желательно, еще кормить себя и свой бизнес, очень много, и они разные. Поэтому, для того чтобы производство могло вырасти и стабильно встать на ноги, необходимо дать ему поддержку на стартовых этапах. Это может быть льготная аренда, налоговые каникулы, субсидии, гранты. Хорошо бы, чтобы возмещалась покупка /приобретение/лизинг оборудования, например, в первые пять или десять лет. Было бы хорошо иметь льготы по налоговым страховым взносам. Малому бизнесу очень нужна поддержка со стороны государства!

- Какие сегодня ставите перед собой задачи?

- Главное - диверсификация рисков. Последний кризис научил нас тому, что очень важно, чтобы продукт попадал в свое время. Наш продукт пришелся не ко времени в текущем кризисе, поэтому мы сейчас занимаемся разработкой новых линеек для того, чтобы оставаться на ногах вне зависимости от того, что произойдет дальше.

- Каким бы вам хотелось видеть свой бренд через год?

- Я бы хотела, чтобы мы были стабильной компанией, крепко стоящей на ногах, поставляющей разные продукты разным сегментам рынка для разных потребителей. Я бы хотела, чтобы мы были почти в каждом магазине как в Москве, так и в большинстве магазинов других российских городов.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития. IPQuorum исповедует доказательную редакционную политику и показывает на достоверных фактах и судьбах, что сегодня инновации возникают на пересечении разных идей и индустрий.