Вокруг Азовского моря за 72 часа: Корреспондент "РГ" проехала по новой дороге по побережью Запорожской и Херсонской областей
Вокруг Азовского моря за 72 часа: Корреспондент "РГ" проехала по новой дороге по побережью Запорожской и Херсонской областей
Меньше моря нет в России. Как видно на карте, Таганрог с одной стороны, а Крым - с другой, взявшись за руки с новыми регионами, крепко обняли его. Так Азовское море стало внутренним. И, наверное, первым человеком, решившимся отправиться в путешествие вокруг, стала корреспондент "РГ".
И пусть друзья сочли меня сумасшедшей: девчонка одна за рулем, туда? Там же непонятно какие дороги, войска и танки наперерез!
На самом деле от моря до фронта не одна сотня километров. На юге Донбасса как парус белеет Мариуполь, а по краю запорожских степей бьются волны о застывшие портовые краны Бердянска. Манит вдали лазурный берег Геническа…
Запаска в багажнике и бронежилет там же для очистки совести. А переночевать, а заправиться там будет где? Платить в гривнах или рублях? И что со связью?
С российскими номерами и на всех парусах лечу искупаться в Азовском море зимой.
Морской ветер развевает волосы и флаги
Таганрог остается слева, а северо-западное шоссе трассы А-280 уходит на Мариуполь. В этом месте впадает в море река Миус. Всплывают в памяти строки из учебника о прорыве Миус-фронта, который привел к освобождению от фашистов не только Донбасса, но и всей Юго-Восточной Украины до самого Днепра.
У дороги - указатель на пункт пропуска Весело-Вознесенка. И хотя ДНР это уже давно Россия, границу между ними никто не отменил.
На пункт пропуска - очередь до горизонта, потому что вся страна, от Питера до Хабаровска, бросилась помогать новым территориям. А оттуда челноки мотаются в Ростов за товарами. Беженцев по-прежнему много. Они быстрее переходят таможенную зону пешком, чем на машине. До границы их довозит одно такси, а на этой стороне уже ждет следующий водитель.
Над нашими головами на предельно малой скорости пролетел истребитель, следом вертолет на бреющем полете. Оба отвечают за безопасность границы с воздуха.
Морской ветер развевает волосы и флаги. В республике их официально два, но смысл один. Синяя и красная полоса на обоих флагах, а разница лишь в том, где белый цвет на российском - у донецкого черный. Как уголь Донбасса.
Границу прошла за три часа - считается быстро. Мне повезло. Говорят, здесь можно простоять и 6, и 8 часов. И даже сутки. Да! Всем долго, трудно. Но они не сдаются и все равно едут, это сейчас тяжело - чтобы потом было легко.
Добро пожаловать в ДНР!
"Z", "O", "V"
В местный алфавит давно добавились три новые буквы "Z", "O", "V". Они везде - на билбордах, футболках, заднем стекле машины, а главное - в душе. Народ откликнулся на "ZOV".
После границы совершенно новенький асфальт. В Новоазовске покупаю омывайку в машину, и продавщица в восторге: "Неужели я дожила, что у нас хорошие дороги!"
Указатель: Мариуполь через 60 км.
Вижу город издалека как в песне Майи Кристалинской: "Над курганом ураганом, Все сметая, война пронеслась". Сразу на въезде - блокпост и проверка документов.
Движение оживленное. Все куда-то спешат. Похоже, все больше желающих вернуться в Мариуполь. На центральных улицах дорогу подлатали, а вот на второстепенных воронки от снарядов остались, как результат работы артиллерии. Чуть не влетела в такую. Когда дождь и туман, таких ям и не видно.
Само название города связано с морем. Здесь находится мариупольская мореходка - единственный вуз на бывшем юго-востоке Украины, где готовили штурманов и судовых механиков. Вот она, на улице Черноморской. Раньше была филиалом Одесской морской академии, а в этом году Севастопольский государственный университет взял мореходку Мариуполя под свое крыло. Где, как не тут, готовить настоящих моряков.
На выезде из Мариуполя специально заехала в новый жилой комплекс. Так вот куда везли целые дома и этажи строящихся многоэтажек - видела их на границе. Это из них здесь за 80 дней возводят пятиэтажку! Монтажники-высотники с высоты шлют воздушный привет.
Через 20 километров будет небольшой городок с названием Мангуш, что в переводе с греческого красиво звучит - "Белая птица". Отсюда уходим направо по трассе М-14. На развязке стоит пост ДПС, собравший пробку на 40 минут. Кто-то лезет по встречке без очереди, другие на черных затонированных джипах с мигалками и спецпропусками. Это из-за них очередь тормозится.
На посту показала свой российский паспорт и ухожу на Бердянск. Здесь дорога одна, но качество покрытия разное - в целом нормальное, разогнаться можно и до ста. А вот заправок пока не видно.
По Запорожской области машины еще ездят с украинскими номерами. Они у них восьмизначные - 4 буквы и 4 цифры. Например, АН 7122 ИС. Иногда украинский флаг на госномере заклеивают георгиевской ленточкой или скотчем.
В приемнике звучит запорожская радиостанция 106 FM "Свободный Бердянск". Проезжаю построенный с нуля асфальтобетонный завод, его видно с дороги. На кольце у нас главная, а справа идут "КамАЗы" большого предприятия: одних загружают, других выгружают. Все гремит, шумит, дым валит. Так теперь у них свой асфальт будет, и дело со строительством дороги пойдет быстрее!
За Приморском блокпост и большая пробка. Дорога очень перегружена и не справляется с таким потоком, потому что здесь военные с гражданскими вперемешку. Везут гаубицы и бэтээры, бревна и арматуру. То, что разрушает, и то, что созидает. На передовую едет "зуб дракона" - такие противотанковые бетонные треугольники для укрепления рубежей и защиты от противника. Тут же ДПС просит расступиться и уступить дорогу желтому автобусу со школьниками. А рабочие "газельки" снуют туда-сюда через блокпост. И даже несколько велосипедистов обгоняют всех по обочине.
Через Молочную реку
Выбираюсь на Мелитопольское шоссе, до города осталось 90 км.
Перед поездкой скачала сразу три навигатора, и ни один из них не подвел. А вот мобильной связи по трассе пока толком нет.
На АЗС светится стоимость топлива в рублях. Цены чуть выше российских: 92-й - 51,90; 95-й - 55,90; дизель - 62 рубля. На заправках вкуснейший американо от 65 рублей. Заезжают бронемашины, оттуда выходят бойцы в полной экипировке, уставшие и замерзшие, им бы пару теплых слов и кофе.
- Оплата в гривнах или рублях? - спрашивает миловидная блондинка на кассе.
В Константиновке ремонт моста через реку Молочная. По объездной ушло больше времени, но зато была табличка с названием поселка Садовое, на которой букву "Z" дорисовали. Увидела и улыбнулась.
Памятник Богдану Хмельницкому стоит в самом центре Мелитополя, и его никто не оскверняет, в отличие от того, что делают с русскими памятниками в городах Украины. Вдоль дороги плакаты - "Вступай в батальон Судоплатова"! Это подразделение назвали в честь уроженца Мелитополя, легендарного генерала НКВД, который хорошо знал, как бороться с бандеровцами.
Вывески магазинов еще на украинском - например, "Техносвіт" и "Зв'язок". Открыты спорттовары, ювелирные, книжные магазины, салоны красоты и сотовой связи. Город живет обычной жизнью. Ни единого выстрела.
- Вас никто не обижает? - спрашивает человек в военной форме. Это доброволец Володя, он с Ямала. - Мы здесь, чтобы вас охранять, - поцеловал руку, сел в машину и уехал.
Такие они - "вежливые люди".
Поужинать решила в кафе "Пинта". Открываю меню - оно на русском, музыка играет такая же. На окне улыбаются с картинки Кот Матроскин и пес из мультика "Простоквашино", а за ними баннер с цитатой нашего президента.
В городе все говорят на русском. А я решила зайти в торговый центр "Zеркальный" устроить небольшой шопинг по-мелитопольски. В одном магазине был большой выбор теплых вязаных шапочек - взяла и себе такую. Цены на них в гривнах и рублях.
В свете фар ищу адрес гостиницы. Успеть бы! Комендантский час в Мелитополе наступает в 9 вечера и длится до 7 утра.
Песчаные пляжи и звезды над головой
Следующая остановка будет в Херсонской области. С попутным ветром до Геническа два часа езды. Указатель на Одессу направо, но мне туда не нужно. Дорога на Крым левее, и пойдем по трассе Е-105.
Это оказался самый отвратительный участок дороги - местами асфальт просто сняли кусками! Реверсное движение и такое нудное ожидание своей очереди. Вот стоит человек-светофор, которому что-то скажут по рации, и только тогда он включает зеленый. Ложится на пешеходный переход краска, рисуя безопасные полоски у зебры. Даже асфальтоукладчик здесь с наклейкой "Z".
Блокпостов пока много - но это для нашей же безопасности, и на каждом спрашивают документы.
Впереди меня мобилизованные в кузове подпрыгивают. Оперевшись на автомат, боец показывает пальцем на плечо на шеврон "V", потом на свои бицепсы. А иной раз военные увидят девчонку за рулем - умиляются. Здесь это большая редкость.
Внезапно на дорогу БТР выскакивает, весь в камуфляжных ветках. Видать, прямо с полевого задания на асфальт! Грязь во все стороны. Обляпал всех.
Мостостроители сделали жителям подарок к Новому году и закончили ремонт моста из Геническа на Арабатскую стрелку. Мост через пролив Тонкий украинцы тогда взорвали при отступлении. Теперь у него два телохранителя и только после досмотра машину пускают на Арабатку. Узкой полоской врезается коса в Азовское море. Это просто кусочек рая! Слева водная гладь Утлюкского лимана, а справа - залив Сиваш.
На косе даже виндсерфинг и секция волейбола как ни в чем не бывало работают. А в летний сезон крутится колесо обозрения, открываются дельфинарий и аквапарк.
А сейчас, зимой, пляж немноголюден, только чей-то спаниель бегает с палкой в зубах. Окунулась в холодное море по грудь. Седой капитан что-то кричит мне, но я его не слышу. Его катер лишь оставил пенный след на воде.
На косе сплошные базы отдыха, пансионаты и гостиницы. Переночую в "Сафари". Просторный двухкомнатный номер за 2500 рублей. Поужинала с соседями, семьей однофамильцев Ковалевых из Херсона. Они тут снимают жилье с октября месяца. Ольга и Владимир не захотели ничего общего иметь с украинской властью и решились на эвакуацию сюда.
Вот оно, наше Азовское море, наши песчаные пляжи и звезды над головой…
Азовское море - море возможностей
Выезд рано утром, потому что мне сказали на границе Херсонской области и Крымского полуострова будет "жарко". И правда, здесь настоящее столпотворение. Две полосы в одну сторону и две в другую. И все заставлены фурами с украинскими, российскими, белорусскими номерами. 161, 193, 126, 178, 46 - регионы со всей России, потому что вся страна помогает новым регионам.
Водитель в зеленой футболке высунулся из окна. Опускаю стекло, кричу ему в пробке.
- Что везете?
- Консервы и зеленый горошек для Запорожья!
Дальнобойщики не боятся ехать сюда, да и платят им хорошо.
На границе полная неразбериха. В какой ряд становиться, где указатели? Как заполнять документы - непонятно, потому что многие еще с украинскими паспортами.
- Все двери настежь, вещи из багажника достать, бардачок и капот открыть! - строгий пограничник внимательно осматривает каждую машину.
На границе проторчали 4 часа.
После нее сразу мечеть, потому что это уже владения крымских татар. А я зашла рядом в Свято-Сергиевский храм. Спасибо моему Ангелу Хранителю, и Николаю Чудотворцу поставлю свечку за путешественников, за всех, кто в пути.
По дороге на Джанкой по обочинам рыбкой торгуют. Сушеная морская на связке таранка, рыбец или лещ - от 500 рублей. Дорога идет вдоль Северо-Крымского канала, и не успела оглянуться, как выскочила на трассу "Таврида".
Вот он, Крымский мост - могучий исполин, настоящий Атлант, стоящий в Азовском море!
А дальше - проторенные пути - Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Каневская, Староминская - и это путешествие подходит к концу.
Между прочим, сейчас в правительстве обсуждают, как сделать настоящий туристический кластер на побережье от Мариуполя до Геническа. Так хорошо мечтать у моря... Представлять, как новые регионы отстраиваются и жизнь там становится лучше. Азовское море для них стало морем возможностей.
От Весело-Вознесенки до границы между Херсонской областью и Крымом:
Длина пути по трассе - 370 км.
Средний расход топлива с учетом пробок и плохой дороги - 9 л/100 км.
Время в пути - 2 дня, с учетом ночевки.