Освящали боевые знамена, изначально называющиеся "стягами" - по названию шеста, древка, на котором крепилось полотнище, в русском войске еще до XIV века. Интересно, что словом "стяг" у древних славян обозначалась жердь с крюком на конце, предназначенная для стягивания сена в стог. Если поднять эту жердь вверх, да еще и закрепить на ней что-то яркое, она будет видна издалека и станет "сътягати" - стягивать к себе уже не соломины в стог сена, а воинов в войско. Поразительно, но наши предки достаточно рано перестали крепить к жердям - стягам куски кожи с конскими хвостами да колокольчиками, первые рукописи доносят до нас изображение стягов как отрезов ткани с нашитым на ней Животворящим Крестом. А где ткань с Символом Божьим, там и молитвы по ее освящению.
С конца XIV века слово "стяг", все еще связанное с сельскохозяйственными работами, стали заменять на возвышенное "знамя". Знамение, с ударением на первый слог, - это уже слово церковного лексикона, и означает оно чудо, знаковое действие, чудесное событие, служащее залогом особого присутствия Бога в нашей жизни. Вот такая глубочайшая философия. Вот так наши предки осмысливали и мир вокруг себя, и свою миссию в этом мире!
Впервые, согласно летописям, уже не стяги, а знамена трепещут, колышутся, простираясь над войском Дмитрия Донского. В "Сказании о Мамаевом побоище" читаем: русские войска шли в битву под "чермными", то есть багровыми знаменами с изображением золотого Лика Иисуса Христа, Богородицы, святых. Хоругвями такие знамена-иконы стали называть позже. И тут тоже интересный момент: слово "хоругвь" ордынского происхождения. В списке воинских трофеев Игоря Святославича, перечисленном в "Слове о полку Игореве", находим: "Чрьленъ стягъ, бела хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружие - храброму Святьславличю".
Ученые долгое время считали, что Игорю Святославичу было преподнесено несколько драгоценных предметов, загадкой оставалось - какие? И только в XX веке новосибирец Г.Ф. Карпунин доказал: все вышеперечисленное - части древнего знамени: "червленое древко с белым полотнищем, червленый бунчук (прядь окрашенных волос, развевающихся на ветру) и серебряное острие". То есть князю Игорю в качестве трофеев преподнесли самое ценное - стяг побежденных половцев. И вот на этом попрошу зафиксировать ваше внимание: в XII веке и автор древнерусского шедевра, и его герои видят в воинском знамени не только то, что собирает людей в войско, но и овеществленный символ этого воинства!
Но трофеем в этой истории был не только вражеский штандарт, затрофеили русские и чужеземное слово "хоругвь". Добытое в кровопролитных боях слово прижилось, наполнившись новым, христианским смыслом. Кстати, немецкий синоним знамени "штандарт" - тоже символ наших побед, хоть уже и в других битвах.
Естественно, воинские стяги - знамена - хоругви всегда были святынями, их освящали при постановке на полотнище древка, приносили знамена на молебны, проходившие перед боем. Но кроме этого воинские знамена были обязательными участниками торжеств праздника Крещения.
Начиналось все со звона колоколов, собирающих народ на Божественную литургию. После богослужения - крестный ход к ближайшей реке. В Москве, при Петре, величественная процессия во главе с Патриархом под молитвенное пение двигалась к Неглинной. А вот Екатерина с помпой подъезжала уже к Неве. Историки сообщают: в 1699-м Петр I шел крестным ходом в качестве капитана Преображенцев вместе с полком и хором музыки.
Екатерина подъезжала в роскошной коляске и во время освящения воды и знамен "стояла, молившись", в специально возведенной беседке, защищавшей от январских ветров. При Николае II на освящение воды и знамен в реке Неве женщин уже не брали - морозы! Но вся эта пышность венценосных особ традицию не меняла: сразу после освящения духовенством вод реки, святою крещенской водой троекратно, с молитвой окропляли и наклоненные знамена. И в этом, казалось бы, нехитром ритуале даже склоненность знамен перед святыней крещенской воды тоже имеет глубокий смысл.
Освящали на Крещение не только водоемы России. Например, многим запомнилось водосвятие реки Рейн в 1814 году. На Крещение православное духовенство освятило воду Рейна и, как водится, русские знамена, а после этого "состоялась переправа на противоположный берег и вступление русских войск во Францию".
Но зачем наши предки освящали боевые знамена святой водой именно на Крещение? Строго говоря, освящение знамени происходит лишь раз - при его передаче воинской единице, что часто совпадает с ритуалом крепления древка к полотнищу (на Руси тут существовал особый молитвенный чин). А вот в праздник Крещения происходило уже благословение знамени. Знамени не как отреза ткани на древке, а знамени как овеществленного символа, что собирает людей, воинов в единую рать. Что касается крещенской воды, то святыня эта, как известно, по благодати Божьей защищает и хранит нас от всякого зла. И в древней молитве, читаемой на освящении знамен звучат прошения не о флагах - о воинах: "Господи, подажь нам силу и крепость на всех врагов наших,.. подажь о Имени Твоем победити".