Какие нововведения ждут пассажиров и таксистов Союзного государства

На Москву, Московскую область и Санкт-Петербург приходится порядка 115 тысяч такси, это немногим более 34 процентов всего рынка.
На Москву, Московскую область и Санкт-Петербург приходится порядка 115 тысяч такси, это немногим более 34 процентов всего рынка. / Сергей Карпухин/ТАСС
Российские таксисты в 2023 году будут ездить по новым правилам. Готовится упорядочить легковые пассажирские перевозки и Республика Беларусь. "СОЮЗ" выяснил, какие нововведения ждут пассажиров и таксистов Союзного государства.

Как в России

По данным Аналитического центра при правительстве РФ, насчитывается около 338 тысяч официально зарегистрированных автомобилей такси и около 370 тысяч таксистов. При этом на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург приходится порядка 115 тысяч автомобилей с шашечками, это немногим более 34 процентов всего рынка.

Кстати, о шашечках. Новый закон, который вступит в силу с первого сентября этого года, однозначно определяет, что автомобиль должен иметь соответствующую раскраску в обязательном порядке - больше никакой самодеятельности! Кстати говоря, сегодняшний автопарк российских такси представлен в основном моделями экономкласса, это Volkswagen Polo, Hynndai Solaris, KIA Rio, Skoda Rapid.

Однако, учитывая тот факт, что в 2022 году очень серьезно осложнилась логистика с поставками запчастей к машинам иностранных марок, все чаще на дорогах стали появляться российские LADA Granta и Vesta. Все более популярными становятся машины китайских производителей, здесь в основном правят бал кроссоверы Chery и Haval. С конца прошлого года идут разговоры и о том, что российские таксисты массово могут пересесть на китайские "Москвичи", новую модель московского автозавода на базе китайского JAC.

Лихачу оформить лицензию будет сложнее: выдавать документ будут только тем, у кого не более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД. Кроме того, водитель такси в целом должен быть законопослушным гражданином, у него должны отсутствовать судимости по целому ряду статей Уголовного кодекса. Не получится сесть за руль, совершив в прошлом такие преступления, как убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой.

А вот честным предпринимателям стать таксистами станет проще. Любой человек в статусе самозанятого сможет перевозить пассажиров, пользуясь режимом "Налог на профессиональный доход". В этом случае налог будет платиться по ставке шесть процентов. Плюсом также является и то, что не нужно сдавать отчетность. Сведения о расчетах с пассажирами в ФНС можно передавать через мобильное приложение "Мой налог".

Эта новация, кстати, позволит несколько сократить нелегальный рынок такси, объем которого только в Москве оценивается в 21,8 миллиарда рублей, а количество нелегальных автомобилей - в 22 тысячи.

"Серые" таксисты действительно являются одной из самых серьезных проблем этого рынка, считает руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус. Однако точный вывод о том, что новации помогут обелить рынок, пока еще делать рано.

"Закон на данный момент является рамочным, вступает в силу только в сентябре и правоприменительная практика пока еще отсутствует", - уточнил эксперт.

Еще одно нововведение в том, что агрегаторы будут обязаны открывать региональные представительства, если ежесуточно в регионе заказы выполняют свыше четырех тысяч машин. Как считают агрегаторы, это может привести к росту тарифов на обслуживание. Между тем эксперт "СОЮЗа" сомневается в этом. "Ценообразование на рынке такси зависит от очень многих факторов, и регулятивный из них не является основным, причем как у нас, так и в других странах, например в Европе. Поэтому я не уверен в том, что тарифы после вступления в силу закона вырастут", - резюмирует Станислав Швагерус.

Как в Беларуси

Кратко о сегодняшней ситуации со службами такси в Беларуси можно сказать так: на рынке работает известный международный сервис-агрегатор с российской родословной и все остальные. Это диктует правила для всех игроков. На деле же установленные монополистом сравнительно низкие тарифы на перевозку часто кусаются из-за повышающих коэффициентов, привязанных к спросу. Спрос, к слову, растет, растет и ценник. Что еще? Удобство вызова машины через сайт или приложение компенсируется расплывчатым статусом непосредственного перевозчика: к месту подачи часто приезжают авто без фонаря на крыше и желтых наклеек на бортах. Неясно и с тем, кто за рулем - водитель со стажем, медсправкой и удостоверением о прохождении специализированных курсов или новичок из другого города в арендованном транспортном средстве.

Несмотря на количество такси в Москве, уровень обеспеченности автомобилями в расчете на тысячу жителей можно оценить как средний. Фото: Аркадий Колыбалов

Государство, однако, старается держать таксистов в узде. Или по крайней мере в рамках приличий. Регулярные рейды Госавтоинспекции МВД и Транспортной инспекции Минтранса позволяют выявлять и наказывать особо злостных нарушителей. Не отстают и законодатели. К примеру, до недавнего времени белорусские ПДД разрешали водителям такси вообще не пользоваться ремнями безопасности. Но с сентября таксист в населенном пункте, если он едет без пассажира, должен быть пристегнут. В конце января наступившего года вступает в силу еще одна новация, касающаяся на сей раз защиты прав потребителей услуг "машин с шашечками". В законодательстве недавно было закреплено право пассажира при заказе автомобильной перевозки получать информацию о тарифах или ориентировочной стоимости услуги. Это должно усилить защиту пассажира от перевозчиков, устанавливающих тарифы, в несколько раз превышающие уровень сложившихся тарифов на аналогичную услугу.

В конце декабря в стране прошло общественное обсуждение очередных инициатив Минтранса по изменению правил игры на рынке перевозок пассажиров автомобилями такси. Предлагается, в частности, обязать автоперевозчика заключать с водителем трудовой договор. Это, однако, может отсечь от баранки тех, для кого работа в такси не является единственным заработком, и водителей, сотрудничающих с несколькими агрегаторами и службами такси. Инициатива Минтранса уже подверглась критике со стороны Ассоциации перевозчиков и диспетчеров такси. Там сформулировали встречное предложение: ввести в сфере пассажирских перевозок категорию самозанятых без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с соответствующим налоговым обременением.

Интересны и некоторые другие новации Минтранса. Например, обязанность перевозчика в случае использования чужого авто, не находящегося в собственности близких родственников, заключать договор аренды с указанием цели его использования. Или запрет на включение в стоимость поездки простоя по независящим от воли пассажира обстоятельствам (например, из-за остановки перед железнодорожным переездом или на красный сигнал светофора). Последнее предложение не устраивает многих водителей, привыкших к тому, что почти за все временные отклонения от рассчитанного времени маршрута должен платить клиент.

К слову

Суточная выручка таксиста в Москве и Московской области составляет 7,3 тысячи рублей, а уровень обеспеченности москвичей такси - 4,5 машины на тысячу населения.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться