Почему незрячего ярославца вычеркнули из очереди на квартиру

Ярославский инвалид первой группы по зрению, с 2003 года стоявший на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, в 2021 году неожиданно узнал, что претендовать на квартиру больше не может. Чиновники районной администрации при новых подсчетах имеющихся у семьи квадратных метров странным образом "забыли" учесть трех человек, из-за чего "учтенные" стали обладателями (на бумаге) более обширной жилплощади. Восстановить справедливость помогли региональный уполномоченный по правам человека и суд.

- В нашей квартире площадью 49,4 квадратного метра жили я, родители, брат, сестра и двое ее детей. Позднее, когда брат женился и у него родилась дочь, он зарегистрировал ребенка тоже здесь, - рассказывает Сергей Корчагин. - В 2015 году отец оформил ипотеку на квартиру размером 35,1 квадратного метра для дочери и ее детей, и они переселились туда.

К 2021 году, рассказывает мужчина, в списке нуждающихся в предоставлении жилья он значился под номером 412. Однако в альтернативном списке на получение не квартиры, а денежной компенсации он был уже в третьем десятке.

- Жилищная очередь делится как бы на две: на получение квартиры либо компенсации, - объясняет Сергей Вячеславович. - Вторая уже подходила, мой номер был 20 с чем-то. И тут я узнаю, что в списках меня больше нет.

Представители территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов Ярославля объяснили инвалиду по зрению, что его отец стал собственником еще одной квартиры, общий метраж на семью увеличился до 85,5 квадратного метра, и как следствие - обеспеченность жилой площадью на каждого проживающего стала превышать учетную норму в 12 "квадратов".

Общего языка с районной администрацией найти не удалось, пришлось решать вопрос через суд

При этом специалисты почему-то разделили общую площадь обеих квартир не на восемь жильцов, а на пять - тех, кто остался жить в квартире 49,4 квадратного метра. Не согласившись с такими расчетами, Сергей Корчагин обратился к уполномоченному по правам человека в Ярославской области Сергею Бабуркину.

В аппарате омбудсмена тоже крайне удивились таким математическим выкладкам. Но поскольку общего языка с районной администрацией найти не удалось, пришлось решать вопрос через суд.

- Уполномоченный попросил содействия адвокатской палаты региона в рамках государственной системы оказания бесплатной юридической помощи гражданам, - рассказали в аппарате омбудсмена. - Заявитель, как инвалид первой группы, имел право на получение бесплатной помощи адвоката, а его случай - восстановление права на жилое помещение - был включен в перечень дел, по которым бесплатная юридическая помощь может быть оказана в виде представительства в суде.

Во Фрунзенском районном суде считать умеют явно лучше, чем в администрации, поэтому претензии Сергея Корчагина там сочли правомерными, заявив, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью надо было учитывать жильцов обеих квартир, а не одной, то есть 84,5 "квадрата" делить на восемь. А при таком раскладе получается, что на каждого жильца приходится 10,5 квадратного метра жилой площади, а отнюдь не больше 12.

В итоге суд обязал районную администрацию восстановить мужчину в очереди на предоставление квартиры. Причем в списке его фамилия, имя и отчество должны стоять на том же месте, откуда в 2021 году были изъяты.