Психиатры объяснили, почему пациенты нападают на врачей

Специалисты воронежского областного психдиспансера объяснили, почему возникают конфликты между пациентами и врачами, и как их избежать.
Илья Питалев/РИА Новости

Как свидетельствует криминальная статистика, чаще всего нападению подвергаются сотрудники скорой медицинской помощи, оказывающие срочную или неотложную помощь. В новогодние праздники в Саратовской области пьяная жительница Балакова несколько раз ударила фельдшера приехавшей на вызов бригады затылком об стену. Медика госпитализировали. В Приморье 3 января жестоко избили пожилого врача-реаниматолога - он также приехал на вызов в составе "скорой". Впрочем, от агрессии не застрахован ни один врач - подтверждением тому случай, произошедший в воронежской поликлинике № 5, где посетительницы избили терапевта. У 60-летней женщины диагностировали сотрясение мозга и ушибы мягких тканей головы.

Две посетительницы - мать и дочь - вторглись в кабинет без приглашения во время лечения другого больного. Они были недовольны врачом - тот отказал в предоставлении платной услуги бесплатно, - и не постеснялись высказать претензии при посторонних. А когда их попытались вывести, устроили потасовку.

- Ведется проверка, по итогам будет принято процессуальное решение, - сообщили "РГ" в управлении СКР по Воронежской области.

Собственную проверку начала и государственная инспекция по труду. Там инцидент трактуют как производственную травму и считают, что руководство поликлиники попыталось его скрыть, так как не организовало расследование ЧП.

Кстати

Получив травму на производстве, человек приобретает право на множество выплат и компенсаций: временной нетрудоспособности, нанесенного здоровью ущерба, морального вреда. Правда, для их получения придется оформить множество документов - например, направление на медико-социальную экспертизу или программу реабилитации пострадавшего. Если тот лишен возможности передвигаться, бегать по инстанциям может доверенное лицо - только доверенность необходимо заверить у нотариуса.

комментарий

- Принципы работы медицинского персонала основаны на соблюдении медицинской этики и деонтологии. Они заключаются в одинаковом уважительном отношении к обратившимся за помощью гражданам, исключении грубого и нетактичного отношения к пациентам, их родственникам и коллегам. Нужно уметь при необходимости отказывать в вежливой форме и уступать. Выполняя свои функциональные обязанности, необходимо выслушивать пациента, отвечать на вопросы, избегать проявления негативных эмоций и осознавать, что многие пациенты серьезно относятся к словам медицинского работника. Важно ни при каких обстоятельствах не допускать шутливого обращения к пациенту, осуждения его действия или бездействия, - рассказали "РГ" в воронежском областном психиатрическом диспансере.

Руководствуясь этими принципами, медицинский работник может установить правильный контакт с пациентом и его родственниками и избежать конфликтных ситуаций.

Также медиков учат недопустимости обращения к пациентам на "ты" и вместо имени, отчества или фамилии говорить "больной" или "больная", что-то обезличенное. Невежливое обращение или, наоборот, излишняя фамильярность могут способствовать возникновению конфликта между персоналом и пациентом и создадут обстановку недоверия.