Почему пентатоника является главным секретом татарской музыки

Наш корреспондент побеседовал с создателем и руководителем Государственного камерного хора Республики Татарстан народной артисткой РТ Миляушой Таминдаровой и узнал, что у хорового дирижера особый путь, особое призвание служить искусству и своему народу.
У дирижера особый путь — служить искусству и народу.
У дирижера особый путь — служить искусству и народу. / Из личного архива Миляуши Таминдаровой

Музыка сердечной чакры

- Миляуша Амировна, для начала позвольте задать самый, наверное, простой вопрос. Что такое в вашем понимании хорошая музыка?

Миляуша Таминдарова: Да, это и простой, и в то же время сложный вопрос. Каждый артист отвечает на него согласно своим профессиональным и человеческим убеждениям. Я уверена, что хорошая музыка должна брать за душу, за самое живое, что есть в человеке. Моя задача как руководителя певческого коллектива показать слушателю красоту голоса, сильные эмоции, создать жизнеутверждающий душевный настрой.

Сегодня я с полной уверенностью могу сказать, что для музыканта главное - служение слушателю. Не приемля какого-либо снобизма, порой присущего профессиональному искусству, я честно и искренне выполняю свой долг музыканта, который и прост, и сложен в своем главном посыле - служить людям через искусство.

- А многие ли музыканты разделяют ваши взгляды?

Миляуша Таминдарова: У нас в Татарстане таких людей немало. Я, например, глубоко уважаю академических музыкантов за их неустанную созидательную работу, благодаря которой классическая музыка стала узнаваемой в республике, в том числе в самой широкой среде. Их деятельность - отличный пример того, как высокое искусство не только парит где-то высоко в небе, а действительно работает на музыкальное просвещение даже неподготовленной публики.

Безусловно, есть много других музыкантов, обладающих большим талантом. И пусть их имена сегодня звучат не так громко, поскольку это в основном молодые люди, но я вижу их убежденность в своей миссии, постановку более масштабных задач в творчестве и в жизни.

Вот, к примеру, Миляуша Хайруллина. Талантливый молодой композитор, обращенный к серьезным национальным темам. Совсем недавно она написала оперу "Кави Наджми", произведение интересное, с красивой яркой музыкой. И я очень рада, что приглашена спеть партию тетушки Хатиры.

Энергия певца всеобъемлюща и высока. Она напрямую отражает его сокровенный внутренний мир

Вместе с тем я считаю, что современной татарской культуре все-таки не хватает идейных людей. Так, сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда при наличии Союза композиторов Татарстана у нас практически нет композиторов, пишущих татарскую музыку.

Между тем татарская музыка существует в народной традиции, наверное, тысячу лет, а в профессиональной - всего-то чуть больше ста. Она представляет собой неисчерпаемый кладезь музыкальных идей, нераскрытого потенциала, невероятной красоты и душевности. Но, видимо, наши молодые ребята считают, что пентатоника - это какой-то анахронизм.

- Миляуша Амировна, многие называют вас настоящим борцом за развитие татарской музыки и национального искусства в целом.

Миляуша Таминдарова: Да, я ратую за сохранение наших музыкальных корней, будь то татарская музыка или музыка других народов. Собственно, этому и посвящен наш новый проект "Дружба народов". Я горячо ратую за развитие татарской музыки во всем жанровом разнообразии. За академические высокие жанры, альтернативную и популярную музыку. Пусть будет больше хорошей татарской музыки!

Сегодня мало кто пишет музыку в исконном для татарской культуры ладу - пентатонике. Между тем я уверена, что можно организовать музыкальный материал по древнейшим законам татарского мелоса, но при этом абсолютно не потерять новизны и современной свежести. Наоборот, на фоне ориентированности молодых композиторов на обобщенное западноевропейское или американское звучание либо на отказ от какой-либо национальной идентификации в принципе пентатоника сегодня звучит на удивление ярко и свежо.

Новая сила

- Миляуша Амировна, вы, состоявшийся музыкант, руководитель замечательного хорового коллектива, широко известного в России, о чем мечтаете?

Миляуша Таминдарова: Никогда не перестаю мечтать, и это прекрасно! Вот, например, сегодня я чувствую какую-то новую силу, способную меня увлечь. И я говорю о передаче знаний, опыта и своего видения дальнейшего развития нашей профессии.

Для меня всегда очень много значила энергия поющего человека. Это особая вещь. Она всеобъемлюща, высока и напрямую отражает его сокровенный внутренний мир. Поющие вместе люди - это действительно родственные души.

Когда ты вместе с человеком дышишь, вместе артикулируешь, чувствуешь его локоть в самом прямом смысле этого слова, то погружаешься в атмосферу общности, соборности, дружбы, любви друг к другу. И это не зависит от твоего характера, подготовленности или внутреннего созревания. Если хотите, у поющего человека особая миссия, место в жизни, взгляд на обыденность.

Именно поэтому я готова учить петь. При этом я знаю не только как, собственно, петь, но и как владеть телом, задавать ритм, как рождать и передавать слушателю энергию музыки. Тут очень много профессиональных факторов. Это певческий инструментарий, телесные точки, пространственный звук, осанка, владение аппаратом, костно-мышечной системой и так далее. Я говорю сейчас о так называемой локальной технике, о целой системе, выработанной мною за долгие годы практической деятельности в области хорового искусства.

Величие огромной страны

- Миляуша Амировна, какой нынешний проект вам особенно дорог?

Миляуша Таминдарова: Все музыкальные проекты нашего хора дороги мне как дети. Но сегодня в такой сложный период истории нашей страны ответственность искусства возрастает кратно, и я хотела бы особо выделить проект "Дружба народов".

История проекта началась с того, что на протяжении нескольких лет мы работали с программой "Музыка народов мира", где пели татарскую, русскую, азербайджанскую, казахскую, украинскую и чувашскую музыку. Должна вам сказать, что это удивительно красивое звучание, особая поэтика, невероятная душевность!

Хор Миляуши Таминдаровой исполняет татарскую, русскую, азербайджанскую и казахскую музыку. Фото: Из личного архива Миляуши Таминдаровой

В прошлом году я дирижировала большим хором на Красной площади. Это был финал всероссийского конкурса "Битва хоров", где наш хор стал лауреатом. Так вот, в Москве я увидела действительно великую хоровую Россию. Нас с ребятами переполняло чувство сопричастности к грандиозным свершениям нашей страны и ответственности за ее будущее, чувство сопричастности к чему-то большому и важному. Ты и все рядом - это и есть российский народ, и все мы дышим в едином порыве.

Когда ты стоишь на Красной площади вместе со своим народом, точно не забудешь этого никогда в жизни. Вы спросили, о чем я мечтаю. А о чем еще может мечтать человек, ощутивший через музыку, через красоту человеческого голоса, через народную песню всю мощь огромного народа на главной площади своей страны?