"Почему из-за транспортной реформы должны страдать обычные люди? На 247-м маршруте в декабре сменили перевозчика, прежний соблюдал время и интервал движения автобусов, делал все для удобства передвижения пассажиров, а теперь в такой холод ездят всего два автобуса! На днях дети на морозе почти час стояли, ждали транспорт, чтобы домой вернуться, это форменное безобразие!" - с таким обращением выступили в соцсетях жители села Чесноковка. Люди даже объединились в телеграм-чате, чтобы отслеживать автобусы.
Жители поселков Нижегородка и Таптыково Уфимского района тоже возмущены и требуют от властей вернуть им маршруты NN142 и 151, на которых они привыкли добираться в Уфу. Их обслуживала частная компания, а вот автобусы госперевозчика, по словам пользователей, ходят слишком редко и всегда переполнены.
С жалобами на невозможность уехать с остановки в часы пик в редакцию "РГ" обратились не только жители пригородных сел, но и уфимского микрорайона Инорс. Одна из них - Нина Светлакова - ежедневно на поездку до работы в исторический центр города тратит около полутора часов (несколько лет назад уходил час). Девушка уже привыкла к ежедневному испытанию - попыткам втиснуться в салон переполненного автобуса 226-го маршрута и простоять в нем всю поездку. Но в морозные дни число желающих попасть в этот автобус резко увеличилось. Вероятно, за счет автовладельцев, которые не смогли завести свои машины.
- Представляете, выходишь на остановку в 38-градусный мороз за два с половиной часа до начала рабочего дня, а там уже толпа людей, которые выстроились в очередь на маршрутку. Мимо проезжает автобус, ведь салон уже переполнен. Через какое-то время то же самое происходит и со вторым автобусом, и с третьим. Вся толпа остается мерзнуть на остановке, уже не надеясь успеть на работу, как тут не ругаться? - задается вопросом Нина.
Но даже втиснувшиеся в автобус пассажиры продолжают мерзнуть - в общественном транспорте не теплее, чем на улице. Так что заболеть после такой экстремальной поездки вполне реально. В мэрии Уфы на сей счет ответили: при очень низких температурах салоны автобусов не успевают прогреваться.
На вопрос о том, когда решатся проблемы с общественным транспортом, власти прямого ответа не дают, но отмечают, что все делается для людей и по их обращениям.
Так, в минтрансе РБ пояснили, что схему движения маршрута N247 до Чесноковки изменили по многочисленным просьбам самих же жителей. Раньше он отправлялся с остановки "Бульвар Славы" и шел по проспекту Октября до Чесноковки и далее в микрорайон Спутник, а теперь - от Южного автовокзала, как и просили люди. Обслуживает маршрут новый перевозчик - ООО "Уфимские автобусные линии". По данным министерства, по маршруту планируется запустить автобусы среднего класса с улучшенными техническими характеристиками, повышенной комфортабельности. Когда точно это произойдет - пока ответа нет.
На нерегулярность общественного транспорта жалуются не только жители поселков и периферийных районов Уфы, но и те, кто проживает ближе к центру. Глава Башкирии Радий Хабиров в ответ на обращения поручил правительству разобраться в ситуации.
- Я всегда жестко реагирую, когда вижу, что жалобы справедливые, что людей точно это волнует. Значит, мы недорабатываем, так что жду дельных предложений по этому вопросу, - подчеркнул Радий Хабиров на оперативном совещании в конце декабря прошлого года. Однако пока ситуация не изменилась.
Между тем в администрации Уфы на официальный запрос "РГ" о перебоях с транспортом в январские морозы ответили, что причина в том, что у негосударственных перевозчиков на ряде маршрутов не хватает автобусов и водителей. Сейчас идет доукомплектование штатов и обновление подвижного состава.
Проблему с общественным транспортом в Уфе взяла на контроль и прокуратура Башкирии. Она организовала проверку исполнения законодательства в сфере пассажирских перевозок.
- Анализ показал, что интервалы движения более тысячи единиц общественного транспорта в столице существенно увеличены, что при низких температурах негативно сказывается на жизни горожан, - отметили в прокуратуре РБ.
Сотрудники ведомства проверят работу более 90 муниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляемых 10 перевозчиками, и дадут оценку действиям ответственных должностных лиц.
На этот вопрос в администрации Уфы ответили, что министерство транспорта и дорожного хозяйства РБ заключило госконтракт, в рамках которого ведется разработка актуальной маршрутной сети уфимской городской агломерации, ядром которой является Уфа. При этом чиновники обещают позаботиться об удобстве и комфорте жителей различных отдельных населенных пунктов и районов города, не забыть об электротранспорте и создании комфортных остановок.
- Маршрутная сеть формируется и корректируется с учетом поступающих обращений граждан, организаций и органов власти, проводимых встреч с населением, а также исходя из спроса на перевозки пассажирским транспортом, транспортной инфраструктуры и структуры улично-дорожной сети, - заметили в пресс-службе администрации Уфы, посоветовав жителям города не стесняться обращаться со своими предложениями в мэрию.
То есть транспортная реформа, начавшаяся в 2018 году и вызвавшая немало споров, продолжается. Остается лишь надеяться, что власти сдержат обещание и при разработке новых маршрутов учтут мнение обычных пассажиров, а не только интересы перевозчиков.
- Если бы чиновники ездили на общественном транспорте, они бы поняли масштаб проблемы! И нашли ее решение, - считает уфимец Айдар Хафизов.
Напомним, идея провести транспортную реформу принадлежала главе республики Радию Хабирову. В 2018 году автобусники устраивали на дорогах рискованные гонки, были даже случаи нападения с оружием на конкурентов. Сравнив Уфу с Техасом, руководитель региона заявил, что пора навести порядок в сфере перевозок. Начали с борьбы с нелегальными перевозчиками. Также чиновников смущало обилие транспортных средств на улицах. В итоге многочисленных рейдов и ареста транспорта у частников, не имеющих маршрутных карт, в Уфе резко сократилось число перевозчиков, и исчезли многие популярные маршруты. Помимо "Башавтотранса" и управления инфраструктурой транспорта Уфы, на территории столицы республики официально остались работать восемь ООО и два индивидуальных предпринимателя. Следующим этапом реформы стала борьба со старыми автобусами "ПАЗ", которые перевозчики должны были заменить на более современные и вместительные, а также введение платежной системы "Алга". Также в Уфе установили 138 "умных" остановок с информационным табло, подсветкой и USB-зарядками, в том числе и три теплых павильона.
Кстати
Пожаловаться на некомфортную температуру в салонах транспортных средств можно на "горячую линию" МУП "Уфагортранс" по телефонам: 273-94-29, 8-800-600-51-84. При этом необходимо сообщить дату поездки, номер маршрута и государственный регистрационный знак транспортного средства.