В Перми проведут новый эксперимент с общественным транспортом

Городские власти хоть и объявили об успешном завершении транспортной реформы, однако продолжают эксперименты над пассажирами. На этот раз чиновники намерены запустить в автобусы и трамваи неких "агентов" для сбора денег за проезд.

Департамент транспорта Перми еще недавно бодро рапортовал, что кондукторов в городе становится все меньше и меньше. Их сокращали, а работу советовали искать с помощью службы занятости. Прием денег за проезд, если пассажир решил рассчитаться наличными, возложили на водителей, чем вызвали немалое возмущение.

Но не прошло и нескольких месяцев после заявлений о том, что кондукторы в пермском общественном транспорте практически ликвидированы, как власти пошли на попятный. На прошлой неделе в администрации Перми обсуждали "удивительную" проблему: выяснилось, что, согласно неким исследованиям, не все пермяки оплачивают поездки.

В свое время для борьбы с зайцами городские власти создали службу контролеров. В нее активно приглашали всех желающих, обещая даже карьерный рост - от рядового контролера до старшего. Потом к поиску безбилетников начали привлекать бойцов Росгвардии. Очевидно, что все эти действия успеха не принесли, по крайней мере так сочли в администрации Перми. По правде говоря, все инициативы чиновников вызывали только смех. Действительно, стоило ли экономить на зарплате кондукторов, чтобы после оплачивать работу контролеров?

Теперь же чиновники нашли, как им, видимо, кажется, весьма элегантный выход из ситуации. Понятно, что без кондуктора все-таки не обойтись. Он и деньги соберет с пассажиров, и безбилетника не пропустит.

Поэтому в транспорте скоро появятся те же кондукторы, но под другим именем. Городские чиновники назвали их очень мудрено, на своем бюрократическом диалекте: "агенты для сбора оплаты на участках, где система учета пассажиропотока фиксирует значительный процент неоплаченных поездок".

- Когда мы внедряли бескондукторную систему оплаты проезда, то, конечно, понимали, что будут случаи недосбора, - отметил начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин. - Как мы и прогнозировали, процент безбилетников на бескондукторных маршрутах составляет 18 процентов. Точечная работа специалистов, которые будут продавать билеты, позволит снизить этот показатель.

В скором времени в пермских автобусах и трамваях появятся те же кондукторы, но уже нареченные агентами. В администрации разъяснили, что в штат перевозчиков трудоустраивать их не будут, работать агенты станут на договорной основе. Предполагается, что служить они будут только на проблемных участках маршрутов, где фиксируется неоплата проезда.

- Временные промежутки и определенные зоны, где наибольшая концентрация безбилетных пассажиров, выявляются департаментом транспорта по итогам регулярного мониторинга, - пояснил первый замглавы администрации Перми Эдуард Хайруллин. - Эта информация нам известна, поэтому возможности мобильных специалистов, собирающих плату за проезд, сможем использовать максимально эффективно. Например, на определенных участках, а не на начальных остановках, когда люди только вошли в салон. Актуален такой подход и в вечерние часы, когда пассажиры то платят, то нет.

При этом агенты не станут брать деньги за проезд. Рассчитаться пассажиры смогут любым удобным для них способом: через валидатор, с помощью мобильного приложения или передав деньги водителю.

Однако стоит отметить, что общественный транспорт краевой столицы считается одним из лучших в стране. Такого количества новых автобусов и трамваев нет нигде. Городские власти постоянно улучшают работу транспорта, но бесконечные эксперименты начинают уже утомлять пермяков.

Справка "РГ"

В 2022 году пассажиропоток в общественном транспорте Перми впервые с 2019 года превысил 200 миллионов человек. Выполнен план прошлого года и по доходам транспортной отрасли: в городской бюджет поступило 4,4 миллиарда рублей.