18.01.2023 11:00
    Поделиться

    В Нижнем Новгороде показали спектакль по мотивам сатирической оперы Шостаковича

    Преподавателям и студентам Нижегородского театрального училища их коллеги из Казани (четвертый русский драматический курс, худрук - Татьяна Лядова) представили свой дипломный спектакль "Художники-пачкуны".
    Вокал, грим, пластика, танец - все вместе только усиливает воздействие на зрителя
    Вокал, грим, пластика, танец - все вместе только усиливает воздействие на зрителя / Нижегородское театральное училище

    В основу постановки взята одноактная сатирическая опера Дмитрия Шостаковича "Антиформалистический раек". Она создавалась с 1948 по 1968 год, в СССР премьера состоялась 25 сентября 1989 года.

    - Этой идеей я загорелась лет пятнадцать назад, - говорит Эльвира Камалова, автор сценария. - Сам "Раек" длится минут пятнадцать, и неподготовленному слушателю трудно понять, что там происходит. Мне было важно сделать нечто такое, чтобы каждое слово для слушателей в зале ложилось на подготовленную почву. Чтобы они понимали, что такое "формализм-антиформализм", "народный-антинародный", почему Шостакович написал текст поперек метроритма и заданного размера. Чтобы заложенный комический эффект дошел до сердца каждого человека, который не знаком с бэкграундом этого произведения.

    Благодаря своему дарованию Шостакович владел и тонкой иронией, и ядовитым гротеском. Его "Раек" изображает некое партсобрание, на котором выступают музыковеды Единицын, Двойкин и Тройкин. Они клеймят позором "антинародных композиторов-формалистов". Речи выступающих карикатурно пародируют официальную риторику, в них безошибочно узнаются прототипы.

    Реализовать идею, задуманную Эльвирой Камаловой, удалось во многом потому, что четвертый курс училища весь до единого поет. Это не академический вокал, но студенты прекрасно справляются с непростым музыкальным материалом. За несколько дней родилась драматическая часть - как некое расширенное вступление к "Антиформалистическому райку". Эта драматическая часть воспроизводит суд над "художниками-пачкунами" - Анной Ахматовой, Михаилом Зощенко, Всеволодом Мейерхольдом и самим Дмитрием Шостаковичем. Она целиком составлена из реальных обвинительных документальных текстов, распоряжений, официальных приказов, которые легко найти в открытом доступе.

    - Драматическая часть объясняет, почему Шостакович так зло ответил на выпады власти, - рассказали, предваряя спектакль, авторы проекта. - Вкрапление рассказов о судьбах его творческих коллег придает постановке просветительский характер.

    Казанцы показали свой спектакль в нескольких городах страны: во Владикавказе и Елабуге, Бугульме и Йошкар-Оле, Набережных Челнах.

    - Люди после спектаклей подходят и говорят: "Оказывается, это вот так было, оказывается, такие выпускались документы, - рассказывают создатели спектакля. Так тема взаимоотношений творца и власти напоминает о своей неизбывности.

    Справка "РГ"

    "Антиформалистический раек" - произведение для четырех басов, хора, чтеца и фортепиано (единственное, написанное Шостаковичем на его собственный текст) стало ответом на опалу, в которую 75 лет назад попали Хачатурян, Прокофьев и другие советские композиторы. Зимой 1948 года в ЦК ВКП(б) собрали совещание деятелей советской музыки для разбора оперы Вано Мурадели "Великая дружба". За разбором последовало печально знаменитое постановление партийного политбюро, в котором жестко критиковали не только Шостаковича и Мурадели, но и других деятелей искусства. Их партия обвинила в порочных музыкальных тенденциях, чуждых советскому народу.

    Поделиться