Корреспонденты "РГ" встретились с этим мужественным человеком в орнитологическом парке Имеретинской низменности. По залитым солнцем стриженым лужайкам степенно расхаживают совсем ручные утки и гуси. Когда Евгений появляется у главных ворот парка на своей тихо жужжащей электроколяске, прохожие невольно оборачиваются. Он в синей толстовке и джинсах, темные очки защищают глаза от слепящих лучей, взгляд за стеклами спокойный и открытый.
Свою коляску с автомобильным креслом Женя называет "внедорожным танчиком": встроенный вертикализатор с легкостью берет подъемы и спуски горного курорта Красной Поляны, в ней можно лежать и даже стоять. Управление хитроумной системой происходит через джойстик на кронштейне, который я сначала ошибочно принимаю за микрофон - команды подаются лишь нажатием подбородка.
- Электроколяска подарила самостоятельность, с ней я стал свободно перемещаться по городу, - поясняет Князев. - Но таких устройств в нашей стране нет. Помогли друзья, они организовали сбор средств, который длился несколько лет. Нужную модель я нашел в Финляндии, стоила она около двух миллионов рублей. Весьма дорогими оказались запчасти и электроника, пришлось кое-что доработать, но зато теперь, благодаря микрофону-джойстику, могу управлять бытовой техникой и работать на компьютере.
...Пятого августа 2006 года стояла обжигающая жара, которая так нередка на Кубани. Евгений вместе с друзьями выбрался из Краснодара в Горячий Ключ, чтобы отпраздновать свое двадцатилетие. Пока одни на берегу жарили шашлыки, другие с удовольствием купались в реке Псекупс. В компании никто не пил. На тот момент за плечами Жени были три курса юридического факультета. Летом гостил у родителей в Сочи, где подрабатывал на пляже спасателем, катал на гидроцикле туристов. Возможно, именно поэтому и прыгнул без опаски со скального гребня в воду. В момент удара о дно дыхание у него отключилось, и эта секундная остановка спасла жизнь.
Дальше последовали месяцы в реанимационной палате краевой больницы. Как только Женя задышал без помощи ИВЛ, семья начала искать любые эффективные методы лечения. Травма вызвала спастическую тетраплегию, иными словами, полностью обездвижила руки и ноги. Местные врачи не смогли хоть сколько-нибудь облегчить состояние юноши, да и в Германии, славящейся передовыми медицинскими центрами, эскулапы одной из клиник, куда прибыл Женя в надежде на улучшение, тоже бессильно развели руками.
- Психологическую встряску дала реабилитация в крымском спинальном санатории имени академика Бурденко в городе Саки, - продолжает рассказ Евгений. - Город носит еще неофициальный статус столицы инвалидов, здесь с тобой общаются на равных, без сюсюкающего сожаления: если дома ты в прострации смотришь телевизор, то там, помню, в первое же утро я проснулся от оживленных звуков - кто-то включил трансляцию гонки "Формула-1". Вижу, по коридору пронесся на коляске один пациент, второй. Вскоре начинаются грязевые процедуры, физиотерапия, лечебная физкультура, но главное тут - четкий распорядок дня и общение с соседями по палате. Ведь когда попадаешь в такую ситуацию, никто (даже врач) не подскажет, что делать. Ты теряешься от элементарных вопросов: как спать, сидеть, ходить в душ? А здесь я познакомился с супружескими парами с инвалидностью, которые воспитывают детей, и понял, что из создавшегося положения есть выход. Это в Адлере хорошо, а ведь во многих городах маломобильные люди годами не могут спуститься во двор и наблюдают мир из окна собственной квартиры.
Зимние Олимпийские игры в Сочи оставили в наследие доступную инфраструктуру: появились обученные сотрудники, пандусы, низкопольные автобусы. Женя стал активно пользоваться новыми возможностями, но со временем быстро понял, что, несмотря на безбарьерную среду, многие не готовы к включению инвалидов в общественную жизнь. То же социальное такси работает лишь в будние дни, а если захочется сходить в выходные на концерт или выставку? Автобусы тоже не стали альтернативой: водители, заботясь о выручке, частенько набивают в салон пассажиров под завязку.
- Реабилитация в Крыму стоит немалых денег, и крошечная пенсия по инвалидности в 13 тысяч рублей, естественно, не смогла бы ее покрыть, - продолжает Евгений. - Причем туда я ездил без сопровождения, чтобы дать семье передышку, поэтому всячески старался заработать средства на очередной курс. Брался за различную подработку: нанимал людей для торговли квасом и лимонадом, цветами, организовывал массаж и плетение косичек. Но вместе с тем внутри зрело желание, чтобы больше людей с различной инвалидностью могли путешествовать, узнавать что-то новое, получали радость.
Пройдя обучение в школе социального предпринимательства, Евгений разработал свой проект - информационно-туристский центр "Доступный Сочи". Одновременно он приобрел старенький вместительный микроавтобус и продумал инклюзивные маршруты по городу, в Абхазию и горы Красной Поляны.
- Я придерживаюсь индивидуального подхода: заранее узнаю, какая группа, какие заболевания, потому что кто-то может высидеть целый день, а кому-то надо через два часа отдохнуть, кому-то требуется сопровождение, - поясняет гид. - Первыми организованными турами стали поездки на гонки "Формула-1". Маршрут вначале протестировали с друзьями - съехалось 15 человек. Мы не только побывали на автодроме, но и ездили в Красную Поляну, плавали в открытом бассейне, катались на аттракционах. В 2018 году устроил путешествие по городам, которые приняли чемпионат мира по футболу. А в прошлом - организовал свадебный тур для знакомых ребят с инвалидностью. Попасть в ЗАГС в Сочи оказалось трудной задачей, очередь расписана на полгода вперед, но работники пошли нам навстречу. Однако, когда мы приехали в назначенное время, в здании сломался лифт, поэтому молодоженов расписали прямо во дворе у памятника святым Петру и Февронии. После этого ребята отправились в романтическое путешествие в Абхазию.
Евгений не скрывает, что услуги для инвалидов порой имеют завышенную цену, потому что сопряжены с дополнительными трудностями. Как социальный предприниматель, он готов помогать бизнесу в обеспечении доступной среды, но за рекомендациями обращаются единицы. В Европе инклюзивный туризм составляет весомую статью доходов, привлекая в кафе, музеи и кинотеатры дополнительных клиентов, у нас же пока на посетителя в коляске смотрят как на загвоздку. Впрочем, общество неохотно расстается со стереотипами, для этого нужно время и... такие энтузиасты, как Женя.
Евгений Князев признается, что в его ситуации самое главное не впасть в уныние, приучая себя к мысли, что тебе кто-то должен. Наоборот, самостоятельность в быту дает возможность кроить жизнь по собственному сценарию. Так, к родительскому дому он пристроил для себя флигель - спальню, кухню и санузел, а первую электроколяску сконструировал вместе с дедушкой. Однако повседневный уход в любом случае ложится на плечи семьи.
- В нашей стране распространенная проблема таких семей в том, что ухаживающему родственнику ежемесячно положена мизерная компенсация в 1200 рублей, которая не индексировалась десятилетиями. И положена она только в том случае, если он полностью прекращает свою трудовую деятельность, то есть эти 1200 рублей как бы должны заменить человеку зарплату. А некоторые больные требуют круглосуточного ухода, и как прикажете человеку жить на эту сумму?
До травмы Евгений активно катался на сноуборде. "Внедорожный танчик" при всех своих достоинствах не смог бы утюжить снежные трассы. Поэтому несколько лет назад он пошел на отчаянный шаг - приобрел удаленно во Франции с рук коляску с лыжей. И сейчас катает не только себя, но и других - так, однажды по склону промчался 28-летний слепой блогер из Екатеринбурга Владимир Васкевич, посетивший 28 стран мира и снимающий собственное тревел-шоу "Куда глаза не глядят".