18.01.2023 09:00
    Поделиться

    Решение для профилактики подростковой агрессии успешно внедряют в ЯНАО

    В городе Надым Ямало-Ненецкого автономного округа все школы начали работать с платформой автоматизации школьной психодиагностики. Это позволит специалистам эффективно выявлять психологические проблемы детей и больше времени уделять индивидуальным занятиям с ними.
    Автоматизация школьной психодиагностики позволяет эффективно выявлять психологические проблемы детей
    Автоматизация школьной психодиагностики позволяет эффективно выявлять психологические проблемы детей / Светлана Зайцева/РГ

    Агрессию поймали в Сеть

    Сегодня нагрузка на учеников так велика, что зачастую подростковая психика не выдерживает и дает сбои. Как с этим справиться? На помощь пришли специалисты компании "Лаборатория систем саморазвития" ("ЛССР" - резидент инновационного центра "Сколково" с 2018 года). Они разработали продукт TestU.online, который автоматизирует процесс психодиагностики подростков и дает возможность педагогам-психологам выбрать оптимальный способ сопровождения ребенка в сложной ситуации. В создании платформы участвовали эксперты Российского государственного педагогического университета имени Герцена с опытом работы в психодиагностике более 15 лет. Платформа прошла экспертизу Российской академии образования и была рекомендована к внедрению в системе общего образования, специального профессионального образования, а также среди социально-реабилитационных центров и специальных учебно-воспитательных учреждений.

    Решение также входит в перечень инновационной и высокотехнологичной продукции в Москве, рекомендованной к госзакупкам. Проект поддержан депутатом Госдумы, заместителем председателя комитета по общественному здоровью Сергеем Леоновым.

    - Был проведен опрос более трехсот психологов-практиков и составлен перечень самых актуальных проблем, с которыми сегодня сталкиваются школьники, - рассказал генеральный директор компании-разработчика Павел Купреев. - К каждой группе проблем наши эксперты подобрали комплекс методик, тестов, позволяющих своевременно выявить негативные паттерны поведения у подростков, а рекомендательная система позволит педагогу-психологу определить способы поддержки учащегося в сложной ситуации.

    Платформа дает результат

    Опрос показал, что, несмотря на наличие компьютерных классов, различных программных продуктов, большая часть тестирования проводится на бумаге и обрабатывается вручную.

    - Наша платформа весь этот процесс автоматизирует, - добавил руководитель по развитию проекта Кирилл Храмов. - Чтобы пользоваться ею, достаточно смартфона и мобильного интернета. Педагог-психолог создает в системе школу и классы, далее ученики по QR-коду могут попасть в них и пройти тест. Все предложенные методики являются валидизированными и входят в перечень Минпросвещения. На сегодняшний день наш продукт внедрен в школах городского округа Домодедово Московской области, в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, в Санкт-Петербурге и социально-реабилитационных центрах Кемеровской области. На декабрь 2022 года число уникальных пользователей решения превысило 10 000 человек.

    Руководитель районного профессионального методического объединения педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-тьюторов Надыма и Надымского района, педагог-психолог школы № 6 с углубленным изучением отдельных предметов Надыма Зенфира Исламова разъяснила, что психодиагностика отнимает драгоценное время специалиста на подбор инструментария, подготовку раздаточного материала, саму диагностику, подсчет и обработку результатов, написание протоколов и аналитических справок. Иногда приходится выбирать: психодиагностика или практические коррекционно-развивающие занятия с детьми.

    - Психодиагностика - не самоцель, это инструмент для получения важной информации, без нее невозможно правильно планировать деятельность педагога-психолога, - сказала Исламова. Поэтому в работу специалиста все активнее внедряются информационно-коммуникативные технологии, упрощающие это направление. Наш регион стал одним из первых, где в школах было предложено внедрить вышеуказанный проект.

    По словам Исламовой, специалисты довольны, так как это одновременно упрощает работу психологической службы и делает ее значительно эффективнее.

    - Перед школьными психологами стоят большие задачи, в том числе в диагностировании детей и в коррекционной работе, - рассказала руководитель департамента образования Надымского района Ольга Рудакова. - Мы как раз искали платформу для системы образования Надымского района, которая помогла бы автоматизировать большую часть работы психологов. Решение, предложенное "ЛССР", экономит рабочее время при тестировании школьников и проверке результатов. У специалистов остается больше времени для индивидуальных консультаций и коррекционной работы.

    Как подчеркнула Рудакова, для всей системы образования важно, что есть возможность получить анализ психодиагностики по школам с адресными рекомендациями.

    Экзамен сдают нервы

    - Работа психолого-педагогической службы - необходимый компонент в системе образования и воспитания ребят, - отметила заместитель главы администрации Надымского района Ирина Труханова. - Дети все чаще сталкиваются с проблемами, которые им не под силу решить самостоятельно: взаимоотношения с родителями, буллинг, стрессовые ситуации. А стрессы фактически повсюду, например, при подготовке и сдаче экзаменов. Роль школьного психолога для подростка очень важна. Авторы платформы профессионально и с большим вниманием отнеслись к стоящим перед нами задачам. Совместно с психологами Надымского района они провели апробацию системы и внесли коррективы с учетом наших потребностей.

    Труханова выразила уверенность, что такой подход к психологической диагностике будет эффективен как для педагогов, так и для ребят.

    - У этой платформы много плюсов. Например, ребенок может написать психологу, что ему нужна помощь или его что-то тревожит, и сразу получить обратную связь, - сказала психолог МАОУ Краснопутьской школы городского округа Домодедово Московской области Евгения Позднякова. - Это упрощает взаимодействие. Я очень рада, что у нас в школе появилась автоматизированная система психодиагностики. На обработку вручную каждого теста уходит 15 - 20 минут. Если в школе учатся 700 человек, представьте, сколько на это требуется времени. Сейчас я вижу результат сразу, как дети прошли тест, отправляю рекомендации и тут же приступаю к работе с теми ребятами, которые в этом нуждаются. Считаю, что платформа необходима всем школьным педагогам-психологам.

    В нашей стране необходимость качественной и своевременной психологической помощи подросткам отмечена на самом высоком уровне. В 2021 году президент России Владимир Путин поручил разработать концепцию онлайн-платформы психологической помощи для несовершеннолетних и их родителей. Продукт "Лаборатории систем саморазвития" полностью отвечает этой задаче и уже успешно внедрен в ряде субъектов РФ. Кроме того, решение соответствует требованиям нацпроекта "Образование". Это значит, что руководители общеобразовательных учреждений, главы муниципалитетов и регионов могут претендовать на дополнительные финансовые средства из федерального бюджета для централизованного внедрения платформы, не расходуя средства из бюджета школ.

    Проект активно развивается в том числе при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ), а также Московского инновационного кластера (МИК) и "Сколково".

    - В части централизованного внедрения в субъекты РФ схема очень проста: наш проект размещен на маркетплейсе Агентства стратегических инициатив "Смартека", - отметил руководитель по науке и инновациям Игорь Горских. - Этот сервис позволяет регионам быстро и с минимумом отчетности внедрять инновационные решения. Платформа TestU.online уже показала свою эффективность, и в наши планы входит дальнейшее продвижение во все школы страны.

    Поделиться