Выбор "Портрета Дориана Грея" для любого режиссера кажется беспроигрышным. Сюжет изысканный - и это для эстетов. Достаточно напряженный - это для любителей человеческих драм. И, наконец, вполне загадочный - с той самой "чертовщиной", которая найдет своих поклонников всегда. Кто-то из скептиков отнесся к выбору со снисходительной ухмылкой. В театральной афише столицы можно насчитать как минимум четыре разных постановки этого романа. Добраться в Петербург - там мюзикл с поющим Дорианом Греем. Но... Ученик Анатолия Васильева, режиссер Константин Мишин, нашел свой путь.
Малая сцена, актеры чуть не в шаге от зрителей. Спектакль пластический. Декорации минималистичны. Движение сосуществует с текстом, добавляя глубины и красок. Сюжет все помнят: художник Бэзил пишет портрет прекрасного юноши Дориана Грея, и будто заколдовывает холст. Пускай состарится изображение, а сам герой пусть остается вечно молодым. Так и происходит. Лорд Гарри - эгоист и циник, для которого важнее совести и прочих ценностей - видимость, фейк, иллюзия. Под его влиянием Дориан с головой уходит в пучину порока. Он остается молодым, а портрет отображает на себе все злодеяния героя. Юноша вроде и хотел бы измениться, но ему уже не вырваться из пут.
В спектакле Дорианы "размножаются", выстраивается целая колонна. Все на одно лицо, подчеркнуто бледное и беспристрастное. Все в одинаковых плащах цвета бетонной пыли. В одной из сцен герой изломанно сползает с лестницы - движения его нарушены, как и движения души, мятущейся, но уже полумертвой. Множество выражений одного лица - множество состояний, множество соблазнов, искушений, обольщений. Множество состояний - и ожесточение, и раскаяние, и страх, и затаенная надежда: еще не поздно все исправить и вернуть назад. Чем крошечней душа, тем больше лиц.
Но эта мантра о желании измениться словно апофеоз греха: Дорианы хором пропевают ее. Монотонно и на высоких частотах, в которых уже слышится пугающая преисподняя. Портрет лишь прирастает новыми ужасными чертами. Псевдодуши псевдопрекрасные псевдопорывы Дориана - лишь продолжение его тщеславия. В спектакле звучит живая музыка в исполнении Сергея Летова и Владимира Нелинова. И эта музыка, и оптические спецэффекты довершают погружение зрителя в подсознание главного героя.
Парит влюбленная актриса Сибилла, чью жизнь разрушит Дориан. Плавно движется восторженный художник Бэзил, которого герой убьет в приступе гнева. Извивается змей-искуситель лорд Гарри, спокойно препарируя останки их общего друга. Он ловко выполняет гимнастические упражнения, а за его спиной трещоткой перекатываются перепончатые крылья.
Ясно, что его уроки - бесовщина. Нет ничего святого. В утиль все ценности. Жить надо безоглядно, перечеркивая всех. У Дориана вылезло из-за спины такое же крыло. Увидел - кинулся панически скакать, отряхиваться. Поздно: приросло навеки.
Режиссер Мишин признается: этим романом он "болел" долгое время, а главная тема спектакля для него - душа и то, что с ней происходит. "С научной точки зрения, "душа" - понятие сомнительное. Измерить его, ощутить физически невозможно. При этом все знают, что она существует. Можно ли выжить без души? Ключевым для нашего спектакля становится вопрос, вложенный в уста одного из персонажей: "Что пользы человеку обрести весь мир, если он теряет собственную душу?"... Оскар Уайльд, как мне кажется, отвечает на него однозначно".
Случайно ли именно этим спектаклем открывается новая страница истории театра? Во-первых, тут сигнал поклонникам: Театр Гоголя не будет прятаться за пыльными кулисами окаменелого академизма - здесь продолжают поиск новых форм и экспериментов. Во-вторых, зрителям предъявили обновленную труппу - главных героев сплошь играют новобранцы: Бэзил - Александр Хотенов, лорд Гарри - Андрей Кондратьев, Сибилла - Екатерина Сахно. В роли Дориана - целая группа актеров: Анастасия Куимова, Мария Лисовая, Денис Лукин, Александр Хохлов, Семен и Федор Немцевы. Но занято и старшее поколение - Дориана на портрете воплощает Людмила Чиркова, которая служит в этом театре не один десяток лет.
Кстати, до конца января на Малой сцене состоится еще одна премьера - "Сон в летнюю ночь".