19.01.2023 13:15
    Поделиться

    "Монах и бес", "Петя по дороге в Царствие Небесное", "Штрафбат". Пять фильмов Николая Досталя

    На 77-м году жизни ушел режиссер Николай Досталь, ученик мастерской Георгия Данелии. "РГ" предлагает вспомнить самые заметные киноработы режиссера.

    "Человек с аккордеоном" (1985)

    Картина об артисте московской оперетты Дмитрий Громцев (Валерий Золотухин), который с первых дней войны ушел добровольцем на фронт, был тяжело ранен, и не смог вернуться к любимой профессии музыканта. После войны Дмитрий пытался найти себя, окончил финансовый институт и играл на свадьбах. Но тут в его жизнь вмешалась любовь. Однажды на чужой свадьбе он встретил девушку Лену (Ирина Алферова), которую долго и безуспешно искал. Но она выходила замуж за другого…

    "Маленький гигант большого секса" (1992)

    Легкая комедия по новелле Фазиля Искандера "О, Марат!" Главный герой фильма (его сыграл Геннадий Хазанов), ловелас, абхазец, который живет в курортном городе на берегу Черного моря и работает фотографом на пляже. Ни одна женщина не может устоять перед его обаянием. Но однажды его со своей любовницей застукал сам всесильный товарищ Берия (Роланд Надарейшвили). И тут жизнь Марата заиграла совсем другими красками.

    "Штрафбат" (2004)

    Режиссер Николай Досталь снял 11-серийный фильм "Штрафбат" по сценарию Эдуарда Володарского. В сериале сыграли Алексей Серебряков, Роман Мадянов, Юрий Степанов, Андрей Мерзликин, молодые актеры-дебютанты. За этот фильм Николай Досталь больше всего получил критических отзывов. Как говорил Досталь, он не хотел снимать фильм о войне, но прочитал сценарий и не мог не взяться за эту работу. Володарский провел большую работу, изучая историю "штрафников" - подразделений, которые формировались из заключенных, чаще всего "политических", и к которым относились как к пушечному мясу. Их гибель была предусмотрена командованием. О штрафных батальонах военные историки говорить не любят, их братские могилы безымянны. Штрафбаты бросали в атаки на самые неприступные участки обороны немцев. Критики рассмотрели в картине посыл, якобы уголовники выиграли войну. Тем не менее, фильм стал победителем конкурса ТЭФИ-2005 в номинации "Телевизионный художественный сериал". В личном звонке Досталю Николай Губенко отметил, несмотря на некоторые идеологические и политические претензии к сценарию, он считает сериал памятником русскому солдату.

    "Петя по дороге в Царствие Небесное" (2009)

    1953 год. В холодной заснеженной Кандалакше живет городской дурачок Петя (Егор Павлов). Ему кажется, что он милиционер, инспектор ГАИ, и занимается он, как ему кажется, важным делом: проверяет у водителей права и путёвки, контролирует исправность автомашин. Он так и представляется - инспектор Петя. Почти никто в городе Петю не обижает, а даже ему подыгрывают. Фильм - горькая метафора о губительности тоталитаризма.

    Кадр из фильма "Петя по дороге в Царствие Небесное" Фото: kinopoisk.ru

    "Монах и бес" (2016)

    Фантастическая история о борьбе монаха Ивана Семеновича с бесом по имени Легион. На 38-м московском кинофестивале фильм был единственным российским участником конкурсной программы и получил приз зрительских симпатий. Как рассказывал Николай Владимирович, фильм родился из двух книг "Насельники и монахи Нило-Сорской пустыни" и "Житие святого Иоанна Новгородского", который поймал беса в рукомойнике и обещал отпустить, если тот свозит его в Иерусалим. "Мне понравилась история о Иване Шапошникове: убогий, хромой, жил на кухне, пек просфоры, и все время оттуда слышался шум, что-то там у него гремит, по полу катается… - говорил Николай Досталь. - При этом монах обладал даром исцеления и предвидения". Православная церковь отнеслась к картине положительно. "Здесь главное - не навредить, не обидеть православных, - говорил Досталь. - Я имею в виду не руководство РПЦ, а рядовых верующих. Чтобы соблюсти каноны и язык, мы привлекали консультантов". Главную роль монаха сыграл Тимофей Трибунцев.

    Поделиться