"Сейчас мы видим, что дисконт нашей нефти (по отношению к маркерному сорту нефти Brent - прим. "РГ") несколько увеличился. Естественно, потому что покупатели закладывают риски, но с учетом стабилизации ситуации мы думаем, что этот дисконт должен уменьшаться", - цитирует Новака РИА Новости.
По его словам, сейчас отечественные компании прорабатывают маршруты и способы доставки нашей нефти до потребителя, а также вопросы, связанные со страхованием поставок и механизмами торговли с покупателями.
Ранее вице премьер связал увеличение дисконта нашей нефти с ростом фрахта танкеров, после 5 декабря, когда заработало эмбарго ЕС и вступило в силу решение Большой Семерки об ограничение экспортной цены на российскую нефть - 60 долларов за баррель.
Официально к потолку цен присоединилась только Австралия, но риск применения вторичных санкций заставляет покупателей нашей нефти осторожничать, что давит на котировки.
Сегодня скидка на российскую экспортную нефть Urals к эталонному сорту Brent составляет 26,5%, но по факту продают ее еще дешевле, отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Схема с перепродажей российской нефти выгодна для государств посредников, так как они покупают ее со значительным дисконтом. Множество танкеров с российской нефтью (примерно 30%) выходят из портов без конечного пункта назначения, они переливают российскую нефть в другие танкеры, возможно даже смешивают ее немного с другими сортами после чего юридически эта нефть уже не является российской и ее можно продавать без ограничения стоимости в 60 долларов за баррель.
По информации Минфина, за период с 15 декабря по 14 января средняя стоимость российской экспортной нефти Urals (именно это марка поставлялась в Европу и от ее цены считаются налоги и экспортные пошлины) составила 46,82 доллара за баррель. Цена Urals за предыдущий период составляла - 57,5 долларов за баррель.
Как отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, владельцы судов - тоже люди и хотят подзаработать на чужих трудностях, поэтому стоимость фрахта выросла. Но это временно. Все будет зависеть от того, насколько быстро удастся договориться России с покупателями по поводу привлечения к перевозкам танкеров из так называемого "серого флота", а также обеспечения страхового покрытия грузов в компаниях стран, не присоединившихся к антироссийским санкциям.
По его мнению, созданная система нацелена на расширение серой зоны рынка с целью получения странами Запада дешевой российской нефти без потери "политического лица". Когда это станет очевидным всем, возрастет число желающих среди судовладельцев и страховых компаний поучаствовать в поставках российской нефти и скидки уменьшатся.